Strict Standards: Non-static method Paginator::paginate() should not be called statically in /var/www/www-root/data/www/youcapital.ru/engine/modules/files/files_read.php on line 74 Инновационный менеджмент: учебное пособие (Мухамедьяров А. М.) скачать книгу бесплатно
Главная » Библиотека » Инновационный менеджмент: учебное пособие (Мухамедьяров А. М.)
{sort}

Инновационный менеджмент: учебное пособие (Мухамедьяров А. М.)

Настройки отображения Выбрать главу(75)
Перейти на    1 2 ... 30 31 32 33 34 ... 43 44

Таким образом, можно определить изобретение как техническое решение задачи, которое обладает новизной, неочевидностью (изобретательским уровнем) и пригодностью к реализации промышленным способом. Исключительное право патентообладателя на изобретение действует 20 лет. Конкретные особенности оформления охранных документов, рассмотрение заявок, получение патента, все вопросы, связанные с правом автора, порядок хранения подробно изложены в соответствующих документах. Из практики инновационной деятельности известны макеты и модели узлов, общей компоновки и технологической цепи и т. д. Но в настоящее время в рамках инновационного бизнеса к этому вопросу следует подходить не только с «чисто» производственно-технической, но и с правовой стороны.

Патентным законом РФ введен новый объект изобретательского творчества – полезная модель. В настоящее время трудно представить эффективный инновационный проект без использования полезной модели независимо от того, используется ли, разрабатывается ли такой проект инновационным предприятием. Первый закон о полезных моделях был принят в Германии в 1981 г. К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полезная модель – это техническое решение, не отвечающее по своему уровню требованиям, предъявляемым к изобретениям. В частности, полезная модель может вносить изменения и усовершенствования в конструкцию машин.

Для признания решения полезной моделью не обязательно наличие изобретательского уровня, т. е. творческой идеи, заключенной в изобретении. Именно по этому параметру проводится различие между изобретениями и полезными моделями. Полезные модели нередко называют «малыми изобретениями». Условиями предоставления правовой охраны полезным моделям являются новизна и промышленная применимость. В качестве полезной модели, как правило, охраняются производственная аппаратура, изделия, компоновка изделий, а также их части. Кроме того, в качестве полезной модели могут охраняться формы расположения частей изделия, электрические схемы, если они выполняют технические функции. Полезными моделями не признаются способы, вещества, штаммы микроорганизмов и т. д.

Заявка на полезную модель подается в патентное ведомство (с 2004 г. – Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, или Роспатент). В состав заявочной документации входят заявление о регистрации полезной модели с кратким и точным указанием предмета охраны, формула, в которой указывается, на что испрашивается охрана, описание полезной модели, чертежи и реферат. Охранный документ выдается обычно без проведения экспертизы на соответствие условиям охраноспособности. Закон предоставляет автору возможность преобразовать заявку на полезную модель в заявку на изобретение до принятия патентным ведомством решения по заявке на полезную модель. Правовой формой охраны полезных моделей является свидетельство, которое действует в течение пяти лет, считая с даты поступления заявки в патентное ведомство. По ходатайству патентообладателя оно может быть продлено, но не более чем на три года.

В настоящее время правовая охрана полезных моделей предусматривается также по законодательству ряда развитых зарубежных стран (Германия, Италия, Испания и Япония). Имея определенную правовую базу, при надлежащем и грамотном подходе к выявлению и оформлению полезных моделей по результатам проводимых научно-технических работ объектов интеллектуальной собственности (в частности, полезных моделей) было бы значительно больше.

Промышленный образец (по Парижской конвенции) – это результат художественно-конструкторской (дизайнерской) деятельности решения внешнего вида какого-либо объекта (изделия).

Промышленный образец признается новым, если комплекс его существенных признаков, определяющих эстетические и эргономические особенности изделия, неизвестен из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия.

Критерием патентоспособности промышленного образца является художественно-конструкторское решение, определяющее вид объекта. При этом оценивается оригинальность промышленного образца, его новизна и промышленная применимость. Если промышленный образец обладает этими критериями, то согласно Патентному закону РФ (п. 1 ст. 6) промышленному образцу предоставляется правовая охрана. Заявка на выдачу патента на промышленный образец должна содержать заявление о выдаче патента с указанием авторов промышленного образца, комплект фотографий, отображающих изделие, чертеж общего вида изделия, эргономическую схему, описание промышленного образца с указанием его существенных признаков. Патент на промышленный образец действует в течение 10 лет.

Интерес представляют и другие объекты, относящиеся к промышленной собственности, значение которых особенно важно для развития и эффективного функционирования малых инновационных предприятий. К таким объектам промышленной собственности относятся товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и наименования места происхождения товара.

Охраняемый законом новый объект промышленной собственности – наименование места происхождения товара. Этот объект предназначен не только для обозначения, призванного отличить товар, но и для указания на специфические свойства товара, обусловленные местом его происхождения. Наименованием места происхождения товара являются страна, населенный пункт, местности или другие географические объекты, используемые для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или человеческим фактором либо и тем и другим. Например, «шампанское» для вин, «боржоми» для минеральной воды. Возможно использование и исторических названий географических объектов.

Выполняя функцию (пусть и неофициального) «сертификата» особых свойств товара, обозначение места его происхождения является важным фактором увеличения объема продаж, повышения конкурентоспособности товара на рынке. Особые свойства товара при этом должны быть стабильными. Но в этом кроется опасность недобросовестных манипуляций. Правовая охрана наименования места происхождения товара возникает на основании его регистрации, произведенной в соответствии с законом, а также в силу международных договоров.

Важное значение приобретают и другие средства индивидуализации, к числу которых относят фирменное наименование. Фирменное наименование – имя или обозначение позволяет идентифицировать предприятие и охраняет против неправомерных действий третьих лиц. Официального определения этого понятия нет ни в законах, ни в каких-либо нормативных актах. В Парижской конвенции лишь указано, что фирменное наименование охраняется во всех странах без обязательной заявки или регистрации независимо от того, входит ли оно в состав товарного знака. Отсюда следует, что нет необходимости подавать заявку на охрану фирменного наименования и регистрировать его. Употребление фирменного наименования третьими лицами является нарушением прав владельца предприятия, и этот конфликт разрешается в судебном порядке.

Немаловажное значение имеет такой объект промышленной собственности, как товарный знак. Товарные знаки используются, чтобы различать аналогичные товары (продукты, бытовые приборы, обувь и др.) различных производителей, объединять одинаковый ассортимент (номенклатуру) в одну группу товаров и обозначать их единой маркировкой. В содержательном плане товарный знак включает максимальное число признаков, дающих возможность покупателю отличить товары (услуги) одних производителей от однородных товаров других производителей, т. е. идентифицировать данный товар. К таким признакам можно отнести название товара, его состав, фирменный знак, запах, вкус, форму и цвет упаковки и др. Отметим, что за рубежом используется термин «торговая марка». В инновационной деятельности товарный знак и торговую марку можно рассматривать и понимать как синонимы, тождественные понятия.

Перейти на    1 2 ... 30 31 32 33 34 ... 43 44