Strict Standards: Non-static method Paginator::paginate() should not be called statically in /var/www/www-root/data/www/youcapital.ru/engine/modules/files/files_read.php on line 74 Инновационный менеджмент: учебное пособие (Мухамедьяров А. М.) скачать книгу бесплатно
Главная » Библиотека » Инновационный менеджмент: учебное пособие (Мухамедьяров А. М.)
{sort}

Инновационный менеджмент: учебное пособие (Мухамедьяров А. М.)

Настройки отображения Выбрать главу(75)
Перейти на    1 2 ... 25 26 27 28 29 ... 43 44

• об интеллектуальной собственности;

• о морально-психологических формах и методах воздействия на инновационную деятельность.

Необходимо принять специальный закон об интеллектуальной собственности и нормативно-правовой акт (закон, указ, постановление) о морально-психологических методах воздействия на инноваторов. Первый важен из-за необходимости разделения прав на интеллектуальную собственность между автором разработки, научной организацией и государством (например, в связи с изменением форм собственности), второй – из-за особенностей и характера труда научных работников, специфики содержания инновационной деятельности.

Указанные пути устранения недостатков инновационного законодательства затрагивают вопросы методического, организационно-статусного и социально-психологического характера и обусловлены содержанием действующих нормативно-правовых актов. Это составляет одно из направлений совершенствования правового регулирования для стимулирования инновационного процесса. Второе направление – это совершенствование правового регулирования мер поощрения работников научных, конструкторских и производственных коллективов за достижения в инновационной сфере, освоение перспективных разработок. Это касается прежде всего нормативно-правовых актов, определяющих систему заработной платы и премирования. Третье направление – разработка и закрепление в правовых формах постоянных связей между организациями (секторами науки), осуществляющими инновационные работы, и производством, а также совершенствование договорно-обязательственных отношений между ними. Четвертое направление – создание благоприятных условий для пересмотра сложившихся различных нормативов, ассортиментных сдвигов, стандартов, цен на инновационную продукцию, сертификатов и др.

Контрольные вопросы

1. Какие этапы включает государственная инновационная политика?

2. Перечислите основные направления государственной поддержки инновационной деятельности.

3. Осуществляется ли государственное регулирование международных связей в инновационной деятельности?

4. Охарактеризуйте прямые методы государственного регулирования инновационного процесса.

5. Чем характеризуются косвенные методы воздействия государства на инновационные процессы?

6. Охарактеризуйте систему управления инновационным процессом.

7. Что означает правовое регулирование инновационного процесса?

8. Назовите группы нормативно-правовых актов в инновационном законодательстве.

9. Имеются ли в России основополагающие юридические документы и нормативно-правовые акты, регулирующие организацию инновационной деятельности?

10. Необходимы ли дополнительные нормативно-правовые акты, регулирующие организацию инновационной деятельности в России?

Глава 8

Планирование нововведений (инноваций)

8.1. Сущность и принципы планирования инноваций

Планирование инноваций представляет собой процесс выбора целей, ориентированных на конечные результаты (рост прибыли, расширение ассортимента продукции, выход на новые рынки), распределения ресурсов и определения сроков решения инновационных задач вплоть до освоения и распространения нововведений. При планировании инноваций выделяют научно-технические направления, научно-технические проблемы, темы и подтемы.

Научно-техническое направление охватывает все стадии и этапы от фундаментальных исследований до освоения и распространения новшеств. Оно разрабатывается усилиями смежных отраслей науки и производства. Научно-техническая проблема – часть научно-технического направления, которая включает задачи, решаемые научно-техническими организациями и производственными предприятиями (фирмами, компаниями) одной отрасли. Тема является частью научно-технической проблемы и разрабатывается в масштабе одной организации (в течение одного года или нескольких лет). Подтема – это часть научно-технической темы, разрабатываемая в масштабе одного или нескольких подразделений организации (в большинстве случаев в течение одного годового плана).

Планирование инноваций осуществляется на основе ряда принципов. Важным принципом является обеспечение перспективного характера планирования нововведений. Этот принцип соблюдается при условии, что система планирования основывается на прогнозах и включает перспективные, среднесрочные и годовые планы. К важнейшим принципам относится программно-целевой принцип планирования. Соблюдение этого принципа особенно важно при разработке крупных научно-технических проблем и инновационных проектов, когда конечные результаты во многом зависят от сложности и взаимообусловленности внутриотраслевых и межотраслевых связей.

Принцип непрерывности планирования нововведений заключается в постоянном уточнении планируемых показателей на каждом последующем этапе инновационного процесса на основе постоянного обновления информации (изменения требований заказчиков, рыночных условий и др.). Принцип комплексности планирования предполагает обеспечение единства инновационного и социально-экономического планирования, выявление экономических, социальных, экологических и информационных последствий практического использования результатов инновационных разработок, а также учет и взаимоувязку всех видов затрат и эффекта. Соблюдение принципа комплексности также необходимо и при подборе планируемых параметров инновационного развития. При планировании нововведений используются специальные нормативы, в том числе нормативы наукоемкости.

Общий процесс планирования инноваций включает следующие этапы:

1) оценка темпов развития предприятия, компании или под-отрасли исходя из выбранной стратегии;

2) выявление перспективной потребности в нововведениях, необходимости совершенствования технологических процессов и модернизации оборудования;

3) определение потребностей в научно-технических разработках;

4) сопоставление объема научно-технических (инновационных) разработок с имеющимися ресурсами и научным потенциалом организации;

5) отбор тем (проектов), ранжирование их по значимости и определение очередности выполнения с учетом необходимости сосредоточения сил и средств прежде всего на главных направлениях инновационного развития и удовлетворения потребностей рынка;

6) составление развернутого перспективного плана нововведений с обоснованием обеспеченности тем (программ) трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами;

7) составление годового тематического плана;

8) планирование темы.

В этом комплексе работ важнейшим является определение потребности в инновационных (научно-технических) разработках. От правильного определения перспективной потребности в инновационных разработках во многом зависят обоснованность портфеля заказов, эффективность планов (долгосрочных и годовых) нововведений, возможность обеспечения намечаемых темпов развития предприятий (фирм, компаний), достижение конечных стратегических целей. Поэтому важно выявить основные факторы, от которых зависит потребность в научно-технических разработках, принципы ее формирования и составляющие элементы.

Различают потребность производства и общую потребность в научно-технических (инновационных) разработках. Под потребностью производства в инновационных разработках понимается комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-технологических работ, необходимых в планируемом периоде для достижения намеченных конечных результатов деятельности организации. Потребность производства в научно-технических разработках в основном определяется рыночными условиями. Общая потребность в инновационных разработках формируется под воздействием рыночных условий, заказов потребителей и практики, а также других факторов. К последним относятся такие факторы, как:

• внутренняя логика развития науки и техники, особенности научного процесса;

Перейти на    1 2 ... 25 26 27 28 29 ... 43 44