Strict Standards: Non-static method Paginator::paginate() should not be called statically in /var/www/www-root/data/www/youcapital.ru/engine/modules/files/files_read.php on line 74 OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс) скачать книгу бесплатно
Главная » Библиотека » OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс)
{sort}

OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс)

Настройки отображения Выбрать главу(122)
Перейти на    1 2 ... 32 33 34 35 36 37 38

Синдром «Гарри Поттера»

Одна из довольно существенных проблем, которые приходилось решать в OZON.ru, – это взрывное увеличение количества заказов, связанное с каким-то событием. Рождественские (новогодние) продажи – дело известное, однако они всегда случаются в одно и то же время, а потому рост заказов во время этих продаж известен и прогнозируем. Другое дело – взрывной рост заказов в случае выхода книги, которую очень ждут. Яркий пример – выпуск очередного «Гарри Поттера». С этим в OZON.ru связана одна очень показательная история…

В ночь на 13 октября 2007 года должен был выйти очередной выпуск «Гарри Поттера». За неделю до этого выяснилось, что на эту книгу только на 13 октября сделано уже 7 тысяч заказов, что вдвое превышало расчетную мощность службы выдачи. Только на пункт выдачи заказов на «Пушкинской» поступило 1500 заявок, а планируемая мощность работы пункта составляла максимум 500 заказов в день. Был реальный риск, что фанаты «Поттера» выстроятся вечером 12 октября перед пунктом выдачи заказов на Пушкинской и будут ждать открытия дверей: полторы тысячи человек в центре Москвы – это было чревато большими проблемами.

Тогда в руководстве OZON.ru приняли решение не допустить столпотворения и давки, а для этого нужно было срочно обеспечить возможность выдачи такого большого количества заказов. Для решения этой задачи был снят кинотеатр «Кодак-киномир», где буквально за полтора часа был развернут импровизированный пункт выдачи на семь точек. Компьютеризировать этот пункт и подключить сканеры штрихкодов, а также прочее оборудование было уже нереально, поэтому все бизнес-процессы перестроили под ручную работу. Выдавать заказы в этом пункте пришлось высшему менеджерскому составу: коммерческому директору OZON.ru, руководителю курьерской службы и другим, но задача была выполнена: OZON.ru был готов выдать в три раза больше заказов, чем обычно.

Однако столь мощная подготовка оказалась почти напрасной: российские «поттероманы» оказались на порядок сдержаннее своих коллег из других стран, поэтому ночью никаких толп народу не было: за ночь в «Кодак-киномире» выдали всего-то 150 заказов. Впрочем, за сутки все-таки выдали 700 заказов, но никакого суперажиотажа не было.

Это послужило интересным уроком. Во-первых, выяснилось, что синдром «Гарри Поттера» в России все-таки не настолько силен: фанаты спокойно готовы были дождаться утра, да и в течение следующего дня далеко не все сделавшие заказ за ним явились. Во-вторых, практика показала, что при необходимости OZON.ru может увеличить мощность пунктов выдачи в два-три раза. И в-третьих, работу пунктов выдачи еще нужно оптимизировать, чтобы они самостоятельно могли справляться с объемом заказов порядка 700–800 в день. Эти показатели впоследствии были достигнуты.

Вообще пункт выдачи заказов OZON.ru выглядит довольно просто: за стойкой сидят девушки, берут у клиентов распечатку с заказом, называют номер, а юноши, стоящие за спиной, по номеру ищут и приносят заказ. Клиент оплачивает (если оплата не была произведена заранее) и получает заказ. Элементарный перенос счетной машинки на один метр может повысить производительность работы кассира на пять процентов. Также есть ряд кассовых процедур, невыполнение которых грозит определенным риском, однако иногда оказывается выгоднее идти на риск, потому что при этом производительность пункта выдачи увеличивается на несколько пунктов.

Сервис персональных рекомендаций

Летом 2007 года на OZON.ru был запущен очень интересный сервис, который называется «Персональные рекомендации». Каждый зарегистрированный пользователь интернет-магазина получил свою уникальную веб-страничку с подборкой товаров, сделанной на основе автоматического анализа поведения пользователя на сайте. За основу рекомендаций бралась история заказов клиента, содержимое его корзины, просмотры и отзывы данного пользователя. При этом система сразу была сделана интерактивной: посетитель получил возможность сам формировать эту страницу и настраивать систему рекомендаций под себя. Для увеличения точности каждая рекомендация сопровождается предложением оценить рекомендованный товар и качество рекомендации.

Этот сервис основывался на аналогичном, присутствующем на Amazon.com. Разработчики довольно долго отлаживали данный модуль, потому что боялись, что он повлияет на производительность веб-витрины. Однако ими было найдено решение, позволяющее эффективно работать на больших объемах трафика, и сервис был запущен.

До ввода персональных рекомендаций существовал только сервис «С этим товаром часто покупают», который показывал довольно скромные результаты. В случае сервиса персональных рекомендаций количество товаров, которые были заказаны благодаря этим рекомендациям, довольно быстро выросло до 18 процентов, а это очень значительная цифра.

Кроме того, данный сервис используется OZON.ru для прицельного рекламирования каких-то новых товаров – рекомендации отправляются только тем людям, которые потенциально заинтересованы в данном товаре, и в этом случае процент заказов еще более высок.

Сдельно-премиальная оплата труда в Твери

Довольно быстро руководство «Горизонта-2» (тверского отделения) пришло к выводу, что для повышения эффективности работы складских служб необходимо перейти к сдельно-премиальной системе оплаты труда. То есть чем больше человек сделал – тем больше заработал. Особенно это касалось комплектовщиков и упаковщиков заказов, для которых была установлена норма в 714 единиц товара в день (меньшая норма требовала держать в филиале лишних людей, что было крайне нежелательно). До введения новой системы норма выполнялась еле-еле – путем авралов, призывов, товарищеских собраний и образцово-показательных «расстрелов» перед строем.

После введения этой системы у некоторых сотрудников эффективность повысилась до тысячи единиц товаров в сутки. Почему? Норма была завышена? Нет, просто когда люди стали понимать, что чем больше они сделают, тем больше получат, – к работе стали относиться творчески. Одни стали реже ходить на перекуры, другие стали меньше времени обедать, а третьи начали сами изыскивать пути оптимизации процессов комплектации заказа.

Например, одна девушка-комплектовщица на складе в Твери самостоятельно додумалась применять систему, которая называется batching (группировка). Как обычно комплектуется заказ? Сотрудник получает бланк заказа, в котором расписано, где какой товар лежит.

Причем путь по складу от товара к товару с помощью специального программного модуля рассчитывается более или менее оптимально, чтобы не пришлось слишком много ходить. Сотрудник берет бланк и идет к первому товару. Кладет его в корзину, идет к следующему. Когда все товары подобраны, сотрудник возвращается на свое рабочее место, где и комплектует заказ. После этого берет следующий бланк и отправляется за товарами очередного заказа. Что делает эта девушка? Она берет сразу несколько бланков, после чего путь за товарами расписывает себе сама. И по пути кладет в корзину не по одному товару, а несколько. Ей, конечно, на рабочем месте приходится рассортировывать товары по различным заказам (на суперсовременных складах этим занимаются специальные сортировочные машины), однако выигрыш времени все равно очень значительный, ведь ей приходится на порядок меньше ходить по складу. В результате ее дневная выработка – 1200 единиц заказа против 714 единиц нормы – почти в два раза больше! Стахановка!

Итоги работы 2007 года по данным пресс-релиза OZON.ru

В 2007 году оборот интернет-магазина OZON.ru увеличился по сравнению с предыдущим годом на 93 % и составил 66 100 000 долларов США. Покупателям было отправлено 998 209 заказов, в которых содержалось 3 977 470 товаров.

35 % продаж интернет-магазина OZON.ru составили книги, 28 % – электроника, фототехника и мобильные телефоны, 15 % – кино на всех видах носителей, 6 % – букинистические издания и раритеты, 4 % – музыка, 12 % – другие группы товаров.

В 2007 году интернет-магазин OZON.ru продал 2 261 508 экземпляров книг, а DVD и видео-CD – 933 854 штуки. Совокупный объем продаж электроники, фототехники и мобильных телефонов составил 13 900 000 долларов США, увеличившись по сравнению с 2006 годом на 202 %. Ассортимент интернет-магазина OZON.ru составил более 330 000 товаров, а в единой базе покупателей зарегистрировано более 2 300 000 интернет-пользователей. Ежемесячный прирост клиентской базы составил более 40 000 регистраций. Ежемесячно более 3 000 000 уникальных посетителей заходили на сайт OZON.ru и осуществляли более 30 000 000 просмотров страниц.

Перейти на    1 2 ... 32 33 34 35 36 37 38