Strict Standards: Non-static method Paginator::paginate() should not be called statically in /var/www/www-root/data/www/youcapital.ru/engine/modules/files/files_read.php on line 74 OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс) скачать книгу бесплатно
Главная » Библиотека » OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс)
{sort}

OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс)

Настройки отображения Выбрать главу(122)
Перейти на    1 2 ... 21 22 23 24 25 ... 37 38

В результате складская программа стала выдавать сотрудникам, занимающимся комплектацией заказов, оптимизированную схему подбора товара: маршрут прокладывался так, чтобы сотруднику пришлось проходить по складу минимально возможное расстояние. Выработка при этом не просто поднялась, но даже превысила показатели для старого склада, который был значительно меньше по размеру.

Этот опыт очень пригодился потом, когда основной склад OZON.ru переехал в Тверь.

Решения OZON.ru заметили

OZON.ru по сравнению с обычным ретейлом имел массу специфики, в результате чего подавляющее количество бизнес-процессов осуществлялось совершенно по-новому, и менеджерскому составу OZON.ru приходилось буквально осваивать непаханую целину. Одно из главных отличий – невероятно широкий ассортимент, который превышает ассортимент любого офлайнового магазина.

В результате разработанная им технология была замечена, и магазин два года подряд получал премии Национальной академии логистики «За лучшее решение для ретейлового бизнеса». Причем за лучшее решение не для интернет-бизнеса, а для ретейла вообще.

Кроме того, на складе OZON.ru Национальная академия логистики (а OZON.ru в ней даже не состоял) проводила различные курсы повышения квалификации, мотивируя это тем, что в стране есть два отлично работающих решения, которые можно и нужно показывать: таможенный терминал «Лесной» для оптовых решений и склад OZON.ru для розницы.

Редизайн сайта

В 2003 году был затеян очередной редизайн сайта. Процесс шел долго и мучительно, занял он почти восемь месяцев.

2003 год. Скриншот главной страницы сайта www.ozon.ru

Болезненность редизайна сайта и, частично, навигации была обусловлена тем, что толком не было понятно, в какую сторону двигаться и как увязать между собой взаимоисключающие вещи. С одной стороны, чем больше перед пользователем ссылок на различные товары, тем лучше, но с другой – обилие ссылок приводит к быстрой утомляемости и определенной неразберихе, так что пользователь может вообще ничего не купить. У интернет-магазина самым важным является не дизайн как таковой, а навигация и схема расположения различных элементов. Все это довольно заметно влияет и на посещаемость, и на количество заказов, читай – на прибыль.

Разумеется, разработчики внимательно изучали опыт «прародителя» – Amazona. Но и Amazon.com за время своего существования неоднократно производил различные редизайны, модифицировал навигацию и расположение элементов веб-витрины. Многие вещи – что на Amazone, что на OZON.ru – проходили фактически впервые, поэтому приходилось действовать методом проб и ошибок.

При этом на OZON.ru для изучения предпочтений пользователей применяли придуманную на Amazone технологию так называемого «АБ-тестинга»: одна часть публики видит старый дизайн сайта, а другая – уже новый. Аналитики сравнивают поведение этих двух различных групп и на основе полученных данных делают вывод о том, насколько благотворно действуют нововведения.

Но одного анализа предпочтений групп пользователей было недостаточно, поэтому OZON.ru дважды – с промежутком в пару лет – заказывал проведение профессиональных обследований своей веб-витрины и механизма с точки зрения юзабилити у компании Игоря Ашманова «Ашманов и партнеры». В качестве результата OZON.ru получил подробнейшее заключение, некоторые предложения были использованы при разработке нового дизайна и навигации.

Однако нужно учитывать, что выводы, делавшиеся из подобных исследований, во многом были субъективны. Интернет существует слишком непродолжительное время, чтобы можно было накопить емкую теорию о максимальном удобстве для пользователя в тех или иных интернет-проектах. Поэтому рекомендации по поводу того, как проектировать витрину интернет-магазина, основываются только на личном опыте людей, проводящих оценку. И некоторые из этих рекомендаций могут быть верными для одного проекта, но неверными для другого.

Проблема также заключается в том, что далеко не всегда какие-то утверждения можно проверить опытным путем на том же OZON.ru. Попробуйте проверить опытным путем какие-то утверждения, анализируя поведение 120–150 тысяч посетителей в сутки. Тут уже огромная проблема просто собрать и обработать статистику.

В результате новый дизайн сайта и пользовательского интерфейса был введен только в начале мая 2004 года.

Итоги работы 2003 года по данным пресс-релиза OZON.ru

По итогам года общий оборот компании составил более 12 миллионов долларов США. Оборот интернет-магазина OZON.ru – 6 210 000 долларов США. Объем продаж по почтовому каталогу – 6 020 000 долларов США.

По итогам 2003 года оборот OZON.ru вырос по сравнению с 2002 годом на 62 %. Было отправлено 248 000 посылок, в которых находилось 916 000 товаров. В 2003 году ассортимент интернет-магазина увеличился на 10 % и на 1 января 2004 года составил 194 000 наименований товаров. На конец года общая база зарегистрированных покупателей OZON.ru составила 600 000 человек, проживавших в 97 странах мира.

Количество ежедневно принимаемых интернет-магазином заказов устойчиво превышало 1200–1300.

Отдельно следует отметить, что в 2003 году очень сильно вырос объем продаж интернет-магазина OZON.ru на Украине – в два с половиной раза. Общий объем составил 200 000 долларов США (9000 посылок, в которых находилось 32 100 товаров). Таким образом, по зарубежью Украина вышла на первое место, опередив традиционных зарубежных лидеров продаж – США и Израиль.

2004 год. Новое железо аналитика, черный PR

Новый дизайн, работа с каталогами, подробный анализ того, что происходит на сайте OZON.ru, обновление компьютерного парка.

Железячные проблемы

Еще в 2003 году стало понятно, что парк серверов компании нуждается в серьезной модернизации. Эти компьютеры были приобретены еще в 2000 году, и они не только сильно устарели с точки зрения технических характеристик, но еще и заметно выработали свой ресурс, стали давать различные сбои, могущие приводить к очень серьезным проблемам.

Так, в мае 2003 года вдруг умер сервер с базой данных веб-витрины. Восстановление производилось фактически два дня (все было восстановлено без потерь), но магазин не работал более суток. В 2004 году подобным образом умер сервер с бэк-офисной системой, причем без возможности восстановления – данные пришлось поднимать из бэкапов, а недостающие за последние сутки – из веб-базы. Проблема также осложнялась тем, что у серверов со стороны поставщика не было никакого сопровождения, то есть «умерла – так умерла».

Поэтому было понятно, что, во-первых, серверный парк нуждается в немедленном и полном обновлении, а во-вторых, нужно радикально менять подход к поставщику «железа»: серверы должны быть мощными, надежными и качественно сопровождаться. По итогам исследования ситуации на рынке в OZON.ru приняли решение перейти на продукцию компании Hewlett Packard, которая и по сей день является поставщиком серверов и занимается их поддержкой с гарантией замены «железа» в течение шести часов (через своих российских дистрибьюторов).

OZON.ru, в отличие от поисковых или почтовых систем, не использует сотни и тысячи серверов. На момент написания данной книги это порядка пятнадцати серверов веб-витрины и примерно десяток серверов бэк-офиса. С точки же зрения базы и программного обеспечения OZON.ru – абсолютно Microsoft-ориентированная компания: MS SQL Server в качестве базы, ASP.NET в качестве инструмента разработки и так далее.

Перейти на    1 2 ... 21 22 23 24 25 ... 37 38