Strict Standards: Non-static method Paginator::paginate() should not be called statically in /var/www/www-root/data/www/youcapital.ru/engine/modules/files/files_read.php on line 74 OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс) скачать книгу бесплатно
Главная » Библиотека » OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс)
{sort}

OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс)

Настройки отображения Выбрать главу(122)
Перейти на    1 2 ... 20 21 22 23 24 ... 37 38

Разделы и нововведения

Открываются новые специальные разделы: «Норд-Ост», посвященный одноименному мюзиклу; «Русский Букер», в котором представлены различные материалы по этой самой известной российской литературной премии, а также предлагаются произведения номинантов и победителей; «300 лет Санкт-Петербургу» – различные издания, посвященные этому городу.

24 марта на OZON.ru впервые в Рунете появляется функция «пролистать» (look inside), предоставляющая возможность посмотреть и перелистать избранные страницы книг почти так же, как это происходит при выборе книги в обычном книжном магазине. Посетители могут посмотреть фотокопии обложек и страниц «Содержание», «Предисловие», «Заключение».

Развивается персональный сервис: у посетителей теперь есть возможность следить за процессом формирования заказов, также они могут подписываться на различные информационные озоновские рассылки.

Разработка новых IT-систем

Если 2002 год для IT-отдела в основном прошел под знаменем создания и ввода в эксплуатацию новой веб-витрины, то в 2003 году одним из главных направлений деятельности стала разработка и внедрение новой складской системы.

Старая система, работающая через веб-интерфейс и привязанная к общей базе OZON.ru, давно уже не справлялась с сильно возросшими оборотами. Кроме того, к ней практически невозможно было подключить сканеры штрихкодов.

Новая бэк-офисная система, разработанная IT-отделом OZON.ru, функционировала на отдельной базе, поэтому там можно было использовать практически любые технологии, в том числе сканеры штрихкодов.

Работало это все следующим образом. На любой пришедший товар наклеивался свой штрихкод, который сканировался и вводился в базу. Система при этом сама определяла, как разместить товар на складе, одновременно высчитывая заполненность склада и определяя, какие именно товары нужно заказывать у поставщиков.

Введение системы со штрихкодами позволило совершенно по-новому организовать работу склада. Любой экземпляр товара можно было поднести к сканеру кода и по нему мгновенно узнать всю историю: когда и откуда пришел, кому продавался, когда потом возвращался с браком (если это вдруг происходило), когда отправлялся поставщику, когда снова приходил, когда снова продавался. Любые движения товара учитывались, сохранялись и могли быть продемонстрированы в любой момент. Благодаря этой системе полная инвентаризация проводилась буквально за полтора дня (в 2002 году, когда проводилась первая инвентаризация, она заняла две недели).

Инвентаризация без штрихкодов – это смерть на льду и пожар в джунглях. Проводилась она следующим образом. Брался склад в разбивке по полкам. Затем печаталась таблица наименований товаров, в которой были заданы различные параметры: наименование, автор (если это книги), год издания и так далее. После этого два человека брали таблицу, отправлялись к намеченной полке и начинали ее обрабатывать. Один доставал товар с полки, называл его, а другой искал в таблице и ставил галочку. Если находился какой-то товар, которого на этой полке быть не должно, – это заносилось в отдельную табличку. Потом на основе полученных таблиц строилась новая база склада. Работа эта занимала при имеющемся количестве товаров примерно пять-шесть дней, во время которых склад, разумеется, закрывался и отгрузку не производил.

По новой схеме все делалось значительно проще. Бралась полка, с нее снимался весь товар и прогонялся через сканер штрихкодов, откуда данные автоматически попадали в компьютер. Вот и все – старый склад обнулялся, появлялась новая база, которая практически точно соответствовала действительности. Этот процесс занимал меньше двух дней.

При разработке системы ситуация несколько усложнялась тем, что OZON.ru – это все-таки интернет-магазин, то есть в нем есть определенная чисто сетевая специфика. Специфика заключается в нескольких вещах. Во-первых, когда заказ поступает от веб-витрины, он последовательно проходит несколько статусов. При этом резервируются остатки на складе, фиксируется задолженность по платежам (Россия, как известно, заметно отличается от подавляющего большинства других стран тем, что оплата почти всегда идет по получении товара), порождается довольно значительный документооборот, с которым работает и склад, и система обработки заказов. При этом нужно сделать так, чтобы клиент всегда мог отследить статус своего заказа и понимал, на каком этапе он находится.

Во-вторых, и это неизбывная головная боль разработчиков, интернет-магазин практикует порядка пятнадцати способов доставки, тарификация которых, особенно в случае Почты России и международной почты, чудовищна по количеству параметров, которые приходится учитывать. В связи с этим в первую очередь пришлось разрабатывать свою систему тарификации, которая была установлена в отдел экспедирования заказов. До ввода этой системы по каждой посылке расчет производился вручную: посылка взвешивалась, на бумажке писался вес, после чего делались вычисления той суммы, которую OZON.ru должен почте. После ввода автоматизированной системы тарификации количество работников отдела экспедирования посылок удалось заметно сократить, а отдел стал работать значительно эффективнее.

Затем была практически полностью модернизирована система описания товаров OZON.ru. С технической точки зрения старая модель была настолько громоздка, что добавить туда какие-либо новые пункты было невозможно. Поэтому в IT-отделе была разработана новая универсальная система описания товаров, которая позволяла вводить дополнительные параметры.

Ну и последняя система, которой также пришлось заниматься очень плотно, – это сопровождение курьерской службы. Старая система была автоматизирована фактически на уровне электронных таблиц: из них выгружались данные для курьеров, раздавались на листочках, и курьеры отправлялись по маршруту. В новой системе заложили на порядок большую функциональность: ведение личных дел курьеров, ведомости, улицы, вычисление маршрутов, данные для колл-центра, возможность смены способа доставки и так далее.

Стратегически все эти системы были построены практически независимо друг от друга. Их можно было помещать в разные базы на разные компьютеры – систему описаний, систему заказов, систему показа контента – архитектурно все было сделано таким образом, чтобы обеспечивать постоянный асинхронный обмен данных.

В июне 2003 года состоялся перевоз серверов веб-витрины из Санкт-Петербурга в Москву – в дата-центр компании Cable and Wireless. С этого момента OZON.ru отказался от услуг «Рексофта» по поддержке и сопровождению IT-систем. В октябре 2003 года серверы веб-витрины были перевезены на хостинг в компанию «Эквант» (дата-центр в здании Центрального телеграфа на Тверской).

Новый склад

В самом начале мая 2003 года склад OZON.ru переехал в новое помещение на улицу 8 Марта. Это позволило наконец-то полностью запустить всю новую схему работы, завязанную на собственный бэк-офис. Одновременно была произведена полная инвентаризация, так как каждый товар принимался по штрихкоду, и ему указывалось новое место на стеллаже.

IT-отдел лелеял мысль устроить на новом складе локальную сеть по беспроводной технологии Wi-Fi, но от этого пришлось отказаться – на складе была куча железа, из-за чего возникали многочисленные отражения сигнала, с которыми Wi-Fi просто не справлялся, и связь пропадала. Тогда пришлось прокладывать обычную сеть на витой паре, причем Владимир Долгов потерял дар речи, когда выяснил, что кабеля витой пары для компьютеризации нового склада нужно всего-то… восемь километров.

Новый склад создавал несколько неожиданные проблемы. Через некоторое время после ввода склада в эксплуатацию выяснилось, что отгрузка товаров в пересчете на одного человека очень сильно упала. Не просто на десяток единиц, а фатально упала, что было очень заметно. Стали искать, в чем проблема, – оказалось, склад заметно больше, сотрудники наматывают значительно больше километров, отправляясь за товаром, поэтому и данные сильно изменились. Проблему надо было решать, и сотрудники IT-отдела занялись оптимизацией процесса.

Перейти на    1 2 ... 20 21 22 23 24 ... 37 38