Strict Standards: Non-static method Paginator::paginate() should not be called statically in /var/www/www-root/data/www/youcapital.ru/engine/modules/files/files_read.php on line 74 OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс) скачать книгу бесплатно
Главная » Библиотека » OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс)
{sort}

OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс)

Настройки отображения Выбрать главу(122)
Перейти на    1 2 ... 16 17 18 19 20 ... 37 38

Новые модули были распространены среди группы разработки бэк-офиса, и сотрудники были просто поражены тем, насколько с помощью этой технологии все получается быстро и красиво. Вот тогда-то и зазвучали сначала робкие, а потом все более громкие предложения, что, может, ну ее к черту, эту Java Server Pages под Linux/FreeBSD, а сделать все на ASP/ASP.NET под Microsoft SQL Server.[12] Нужно было срочно принимать решение: времени на раздумья уже не было, ситуация была критическая и могла привести к расформированию всего отдела!

Решили просто сравнить оба технических решения. Специалисты группы бэк-офиса буквально за неделю разработали на ASP.NET макет веб-витрины с ключевой функциональностью (корзина, списки, деталировка товара), после чего запустили сравнительное тестирование. Стресс-тесты показали, что механизм на Java проигрывает по всем статьям.

Нужно отметить, что данная ситуация вовсе не является примером того, что Java Server Pages безусловно проигрывает ASP.NET. Очень многое зависит и от разработчиков, и от принятой стратегии, и от механизмов реализации. Просто в данном случае группа, работавшая на Java Server Pages, не смогла решить задачу, а группа, применившая ASP.NET, показала быстрые и впечатляющие результаты. В общем-то, могло быть и все наоборот – прецеденты были неоднократно.

Группа веб-разработки, увидев результаты тестов, пыталась оптимизировать свои модули, однако у них, по словам руководства IT-отдела, даже сам движок еще был весь разобран, как ворота из «12 стульев», поэтому не было никаких надежд на то, что веб-витрина, во-первых, будет сделана в обозримые сроки, а во-вторых, что она покажет нужную производительность, без которой ее разработка вообще не имела никакого смысла.

В конце апреля 2002 года было принято второе крайне тяжелое, но необходимое решение: группа веб-разработки увольняется в полном составе, их работа в течение почти года считается полной потерей времени и денег, а на IT-отдел ложится задача с помощью ASP.NET опять с нуля написать качественную веб-витрину, которая любой ценой должна быть запущена до начала следующего сезона, то есть до сентября 2002 года.

Это было жуткое, хотя и закономерное решение. IT-отдел, который со своими задачами, в общем-то, вполне справлялся, был поставлен в ситуацию, когда он был вынужден в крайне сжатые сроки и в очень нервной обстановке с нуля сделать то, с чем не справилась другая группа разработчиков. Руководство OZON.ru, разумеется, уже не желало и слышать никаких оправданий. К сентябрю должна быть новая веб-витрина – точка. Самый крайний срок – конец сентября. В противном случае IT-отдел считается не справившимся с оказанным ему высоким доверием – со всеми вытекающими последствиями.

Вполне понятно, что в IT-отделе приняли данную ситуацию безо всяких восторгов. С одной стороны, люди не так давно, год назад, пришли на новую работу, и им вовсе не хотелось ее менять. С другой стороны, задача перед ними была поставлена, мягко говоря, крайне сложная. Но, вместе с тем, у разработчиков вспыхнула некая здоровая злость: терять им было уже нечего, а сложная задача бросала вызов их профессионализму. Энтузиазм, как потом рассказывали в отделе, был необыкновенный. На разработку веб-витрины были брошены все силы, люди работали очень слаженно, быстро и эффективно.

Это кажется невероятным, но в ночь с воскресенья на понедельник, с 25 на 26 августа, OZON.ru перешел на новую веб-витрину. Она была полностью написана и отлажена за четыре месяца.

Как переходили на новую витрину

Написать новую витрину – это полдела. Вторая половина – переход со старой витрины на новую; и одна задача не легче другой. Бэк-офис уже давно работал в Москве. Старая веб-витрина крутилась в «Рексофте» в Санкт-Петербурге. Новая веб-витрина была подготовлена в Москве, и предстояло переключить магазин со старой витрины на новую.

По этому поводу есть один характерный анекдот. Один мужчина отдал свой автомобиль в автосервис для переборки движка. Пришел забирать автомобиль, заплатил за работу пятьсот долларов, разговорился с мастером. Мастер, выяснив, что мужчина работает хирургом-кардиологом, сказал, что у них очень похожие профессии: оба перебирают движки. Затем мастер поинтересовался, сколько хирург получает за каждую операцию. Тот ответил: пять тысяч долларов. Мастер, вздохнув, сказал, что это несправедливо: вроде делают одно и то же дело, а разница в оплате – на порядок. Хирург ответил мастеру, что сейчас покажет, в чем заключается разница. Он завел автомобиль, поднял капот и сказал мастеру: «А вот теперь перебирай».

Нужно отметить, что OZON.ru переезжал не только на принципиально другой движок, но и на совершенно другую базу данных. У «Рексофта» использовался Sybase, новая база работала на MS SQL Server. То есть если бы в процессе работы что-то пошло не так, откат назад был бы уже невозможен: данные в базе уже новые, назад не вернуться никак.

Разумеется, все данные из старой базы были предварительно скопированы в новую – для этого OZON.ru в воскресенье останавливался на несколько часов.

Дизайн витрины (сайта OZON.ru) не меняли принципиально: во-первых, на это не было времени, а во-вторых, чтобы не пугать народ.

В IT-отделе затаили дыхание, однако новая веб-витрина заработала – не без некоторых мелких недочетов, но работала вполне нормально.

Собственно, IT-отдел рапортовал о готовности новой веб-витрины еще в начале августа, однако новый генеральный директор OZON.ru Владимир Долгов настаивал на очень тщательном тестировании перед вводом в эксплуатацию, потому что серьезные сбои будут просто смерти подобны. Также специалисты «Рексофта» помогли провести серию очень полезных тестов, которые выявили определенные недочеты.

Тестовая рассылка

Буквально через неделю после запуска нового движка веб-витрины была проведена тестовая массовая рассылка. Она должна была, во-первых, продемонстрировать эффективность и производительность нового механизма, а во-вторых, устойчивость сервера к увеличенной посещаемости.

Рассылка была запущена более чем на триста тысяч зарегистрированных пользователей OZON.ru. Она показала, что механизм с этой задачей справляется вполне спокойно, общая производительность не снижается (в рассылке создавалась определенная очередь на отправку сообщений, которая регулировалась в зависимости от общей загрузки системы). Кроме того, по результатам рассылки на OZON.ru при полном отсутствии каких-либо маркетинговых акций в сентябре был зафиксирован примерно пятнадцатипроцентный рост посещаемости. Специалисты пришли к выводу, что это вернулись те люди, которых раньше не устраивали частые проблемы с откликом сервера.

Внедрение бэк-офиса

Разработка и отладка системы бэк-офиса – процесс тяжелый и сложный. Внедрение бэк-офиса тоже не обходится без различных специфических ситуаций.

Запуск нового бэк-офиса проводился следующим образом. Директор Владимир Долгов вместе с IT-специалистом приехал на склад в воскресенье (тогда склад в выходные еще не работал), и там они все перевели на новые процессы, плюс сымитировали, как все это будет работать. Причем незадолго до этого, еще до ввода системы, на складе товары постепенно обклеивались штрихкодами, которые играли важнейшую роль в новой системе учета.

В понедельник группа в том же составе приехала на склад, чтобы проинструктировать людей по новой технологии работы. Склад запустили. Через некоторое время Владимиру Долгову позвонили из отдела упаковки и спросили, что делать с заказами, которые снабжены какими-то странными бланками, и как вообще это все проводить. Владимир сказал IT-специалистам, что нужно проинструктировать упаковщиков по новой схеме работы, но оказалось, что в бэк-офисе упаковка еще толком не написана. Поэтому пришлось делать всякие программные «заглушки» и объяснять работникам, что скоро они будут работать по-новому, но пока нужно по-старому, но в новой упаковке.

Перейти на    1 2 ... 16 17 18 19 20 ... 37 38