Strict Standards: Non-static method Paginator::paginate() should not be called statically in /var/www/www-root/data/www/youcapital.ru/engine/modules/files/files_read.php on line 74 OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс) скачать книгу бесплатно
Главная » Библиотека » OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс)
{sort}

OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс)

Настройки отображения Выбрать главу(122)
Перейти на    1 2 ... 15 16 17 18 19 ... 37 38

Особенности приема заказов

Учитывая специфику работы интернет-магазина в России, когда товар оплачивается практически только по получении, очень многие заказы приходилось отслеживать вручную. Конечно, все заказы просматривать было невозможно, но существовала целая система признаков, которые сигнализировали руководству (Владимиру Гришкину и Владимиру Долгову) о том, что определенные заказы нужно проконтролировать. У них был даже некий утренний ритуал, во время которого просматривалось, сколько заказов и на какую сумму попало в систему. И если сумма или количество превышали определенные средние значения, с этим сразу приходилось разбираться.

Но жестких критериев не было, потому что приходилось учитывать сразу целый комплекс различных параметров: регион, количество товара, вид товара, форма оплаты, история клиента. Заказ старым клиентом товара с оплатой по доставке в Москве особых вопросов не вызывал, даже если был на приличную сумму. А заказ от нового клиента сразу пары сотен DVD в Азербайджан или Казахстан, независимо от вида оплаты, сразу ставился на контроль, и соответствующие сотрудники пытались созвониться с заказчиком и выяснить все детали.

Особое внимание в то время вызывали заказы с предварительной оплатой по кредитной карте, потому что было немало случаев использования ворованных карточек. Заказы за границу по кредитке особых вопросов не вызывали, потому что клиенты из Европы, Америки, Израиля обычно так и платили, а вот оплата по кредитке в страны бывшего СССР обычно выглядела подозрительно, причем в большинстве случаев оказывалось, что это все попытки мошенничества.

С проверкой кредиток вообще было много сложностей. Почти невозможно было сразу понять, ворованная это кредитка или нет, за исключением случаев, когда жулик при оплате заказа перебирал несколько номеров уже недействительных карточек – вот это уже сразу было признаком мошенничества.

В OZON.ru выясняли подлинность кредитных карт различными способами. Сначала смотрели, соответствуют ли данные карточки региону проживания. То есть если человек с Украины, а карточка у него американская или австралийская – это сразу вызывало серьезные подозрения. Затем клиента, если у него это был первый заказ, просили прислать скан паспорта и скан кредитки с заклеенными номерами для подтверждения того, что карточка действительно выписана на него.

В какой-то момент появилась идея ставить в черные списки или даже штрафовать так называемых отказников – людей, которые сделали заказ с оплатой при получении, а в момент доставки отказались от заказа. (Магазин при этом, разумеется, нес довольно заметные затраты.) Но потом решили этого не делать: все-таки мало ли какие у людей ситуации бывают…

Особенности отправки заказов

Упаковка заказов на складе производилась по-разному, в зависимости от типа доставки и направления. Для заказов, доставляемых курьерами, перестали использовать дорогие коробки, заменив их полиэтиленовыми пакетами, которые, во-первых, были заметно дешевле, а во-вторых, еще и не намокали в дождь.

А вот с посылками, которые составляли примерно половину всех заказов, все было значительно сложнее. Упаковка там зависела от размеров. Некоторые российские посылки для соответствия стандартам приходилось обшивать бязью и запечатывать сургучом: таково было требование почты.

Когда акционерам демонстрировали обшитые бязью и запечатанные сургучом почтовые посылки, они очень радовались, потому что в памяти сразу возникали всякие колониальные товары: кофе, рис, чай и тому подобное.

Под собранные посылки было выделено отдельное помещение – некий склад готовой продукции. Там лежали посылки, рассортированные по статусам: «почта – за рубеж», «почта – Россия», «почта – до востребования», «посылки для курьерской службы». Таким образом нащупывалась схема функционирования всей системы.

Вторая новогодняя продажа

Предновогодние продажи – это, как всегда, самая горячая пора. В OZON.ru учли опыт прошлого года и постарались должным образом подготовиться к предстоящему ажиотажу.

Был открыт отдел специальных новогодних подарков, причем для удобства покупателей товары объединили в тематические подборки: «для Нее», «для Него», «для начальника», «для подчиненного», «для любителей японской экзотики», «для тещи» и так далее.

Разумеется, не обошлось без традиционных рождественских скидок – магазин на три недели декабря аж на 25 процентов снизил цены на музыкальные CD и DVD.

Ну и последнее нововведение: OZON.ru сам начал производить товары. Первыми ласточками стали серийные футболки «Правила Эраста Фандорина», эскиз которых нарисовал сам Борис Акунин. Впрочем, впоследствии производство собственных товаров у OZON.ru носило весьма эпизодический характер.

2002 год. Новая витрина и бэк-офис, объединение с «PPE-Групп»

Весна 2002 года прошла под знаком серьезного недовольства со стороны начальства и инвесторов работой IT-отдела, точнее группой веб-разработки. Эта тема даже неоднократно обсуждалась на совете директоров, и, как говорили в IT-отделе, в воздухе явственно запахло конкретными увольнениями.

IT-страдания

Проблема заключалась в том, что выявился очень большой разрыв между относительными успехами группы, занимавшейся бэк-офисом, и фактически полным фиаско у группы, разрабатывавшей новую веб-витрину.

В бэк-офисе постепенно внедрялись новые модули, и соответствующая группа планомерно переходила на собственные технологии, не вызывая у OZON.ru никаких потрясений. А вот у группы разработки веб-витрины работа не ладилась. Причем все это происходило в тот момент, когда старая веб-витрина уже совершенно не справлялась с нагрузками: там давно был достигнут технологический предел. Витрина не в состоянии была справиться с более чем сотней одновременных (в пределах 15 минут) посещений, в то время как на сайт магазина часто приходило значительно больше народу; а уж поиск, который чисто технологически не выдерживал более пары одновременных запросов, постоянно вводил сервер в клинч. На этом фоне новая веб-витрина нужна была как воздух, и проблемы с ее разработкой серьезно нивелировали успехи развития нового бэк-офиса.

При этом сроки запуска новой витрины все время отодвигались. Конец 2001 года, январь 2002-го, февраль – но при этом ничего так и не было готово хотя бы предварительно. По словам экспертов, основная проблема группы веб-разработки заключалась в недостаточном опыте управления проектами. У них не получилось эффективно спланировать работу и расставить соответствующие приоритеты, в результате чего группа залезла в дебри каких-то малозначащих деталей, которыми можно было заниматься годами. Разработчикам было интересно копаться в мелочах, но проект практически не двигался, и в совете директоров уже теряли терпение.

В марте ощутимо запахло жареным: руководство было страшно недовольно IT-отделом, а в самом IT-отделе волком смотрели на четырех человек группы веб-разработки, из-за которых был весь сыр-бор.

Тогда один из сотрудников группы бэк-офиса начал рыться в Интернете, знакомясь с новыми технологиями веб-разработки, и наткнулся на описание майкрософтовской среды программирования ASP.NET, которой в корпорации прочили большое будущее. Причем это была еще бета-версия, которая только готовилась к официальному выпуску. Сотрудник посмотрел примеры того, что можно сделать с помощью данного средства разработки, – и поразился тому, какая широкая функциональность в нем изначально заложена. Безо всякой документации, буквально на основе выложенных примеров он за пару дней сделал несколько функциональных модулей веб-витрины, которые группа веб-витрины разрабатывала несколько месяцев, причем так и не довела их до ума.

Перейти на    1 2 ... 15 16 17 18 19 ... 37 38