Strict Standards: Non-static method Paginator::paginate() should not be called statically in /var/www/www-root/data/www/youcapital.ru/engine/modules/files/files_read.php on line 74 OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс) скачать книгу бесплатно
Главная » Библиотека » OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс)
{sort}

OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России (Экслер Алекс)

Настройки отображения Выбрать главу(122)
Перейти на    1 2 ... 11 12 13 14 15 ... 37 38

Одно было понятно совершенно точно: механизмом OZON.ru отныне должен заниматься собственный IT-отдел, тем более что таковой уже существовал.

На повестке дня оказался следующий вопрос: какое из двух стратегических направлений стоит выбрать? Первый путь – заказать у «Рексофта» модернизацию всего программного механизма и далее развивать его собственными силами. Второй путь – начать все с нуля, то есть всю функциональность модулей OZON.ru разработать собственными силами с привлечением современных программно-аппаратных решений.

Оба этих пути имели свои плюсы и минусы. Первый вариант позволял не делать резких движений, однако предполагал существенные затраты и, с точки зрения руководства, стратегически был неправильным. Второй вариант был чреват серьезными потрясениями и вынуждал разработчиков частично проходить тот путь, который в «Рексофте» уже преодолели в течение последних нескольких лет. Однако с точки зрения руководства, такой подход был стратегически верен: новый IT-отдел должен сам принять решение о том, какие платформы будут использоваться, он должен создать новый механизм и сопровождать его.

В результате в OZON.ru решили пойти по второму пути: IT-отдел должен создать новый механизм с нуля. Таково было решение совета директоров.

Разумеется, мнения двух сторон – компании «Рексофт» и руководства OZON.ru – по поводу данного решения были противоположными.

Мнение Александра Егорова, генерального директора «Рексофта»:

«Отказ от услуг профессиональной компании и разработка новой системы своими силами – решение спорное даже безотносительно тогдашней конкретной ситуации. А уж учитывая специфику программного обеспечения OZON.ru – просто ошибочное. Данное решение работало в интересах конкретных людей и, по моему мнению, нанесло существенный вред компании OZON.ru, в том числе финансовый. В результате этого решения уникальный опыт группы разработки, копившийся без малого 4 года, был «выброшен на помойку». Новая группа разработки была вынуждена пройти весь этот путь сначала, наступив последовательно на все старые грабли и ряд новых».

Мнение менеджеров OZON.ru:

«И стратегически, и с финансовой точки зрения решение было совершенно верным. Существующий механизм нуждался в полной перестройке, так как имеющаяся IT-инфраструктура создавалась под совершенно другую загрузку. Сопровождение «Рексофтом» механизма создавало определенные сложности – проект требовал собственной поддержки. Да, это был очень болезненный и недешевый процесс – новому IT-отделу OZON.ru пришлось начинать все фактически с нуля, однако подобный подход имеет право на существование: иногда проще построить систему заново с учетом старых ошибок и имеющихся реалий, нежели бесконечно латать устаревший механизм. Ну и кроме того, OZON.ru уже не мог обойтись без своего IT-отдела, так что именно этот отдел должен был решать, каким будет OZON.ru в современных реалиях. И особенно важным и правильным это решение было с точки зрения долговременной стратегической перспективы. Это была большая работа, которая сыграла свою роль в дальнейшем».

Половинчатое решение с отрицательным результатом

Итак, IT-отделу предстояло постепенно создать всю IT-инфраструктуру (корпоративную систему) заново. Прежде всего требовалось разнести веб-витрину и бэк-офис, чтобы они не тормозили друг друга. Учитывая тот факт, что руководство ожидало каких-то результатов в более или менее обозримом будущем, в IT-отделе решили попробовать использовать для бэк-офиса одну из готовых универсальных разработок, которую нужно было просто адаптировать под имеющиеся задачи.

В результате определили, что для веб-витрины будет разрабатываться новый механизм на технологии Java Server Pages[6] и веб-сервере Apache[7] под управлением операционной системы FreeBSD,[8] а для бэк-офисной системы предполагался микс готового решения и собственных модулей. В качестве готового решения выбрали продукт Navison Axapta.[9]

Navison Axapta была на тот момент достаточно инновационной системой с классическим набором функций и продуманным интерфейсом. Она подходила для решения определенных бизнес-задач и использовалась в некоторых европейских фирмах. В России у Navison Axapta существовал партнер: фирма Columbus IT Partner, которая осуществляла локализацию продукта и консультирование по вопросам внедрения.

Однако, провозившись несколько месяцев с адаптацией Axapta под бизнес-процессы OZON.ru, в IT-отделе с большим сожалением пришли к выводу, что данный продукт (да и, скорее всего, другие аналоги) не годится для решения имеющихся задач. Ситуация получалась странная. С одной стороны, в Axapta была заложена вся необходимая функциональность для построения различных бизнес-процессов, но с другой – при попытке реализации конкретных озоновских задач специалисты неизбежно натыкались на необходимость очень серьезной доработки соответствующего функционала, то есть фактически написания его заново.

В Axapta разработка собственных модулей велась на встроенном языке Morph, представляющем собой весьма неудобную в использовании помесь С++ и Transact SQL, и в отделе в конце концов пришли к выводу, что в этом нет никакого смысла. Axapta годилась бы для решения поставленных задач только в том случае, если бы ее механизмы требовали всего лишь адаптации и небольшой доработки. Однако практика показала, что в любом случае почти все придется разрабатывать самим, а в Axapta это было и неудобно, и дорого, так как требовало привлечения дорогостоящих консультантов.

В результате после неоднократных совещаний с руководством в июне 2001 года было принято очень болезненное, но совершенно необходимое решение: внедрение Axapta забыть как страшный сон, а IT-отдел начнет собственную разработку соответствующих систем, не надеясь уже ни на какие готовые решения. Да, примерно тридцать тысяч долларов, потраченных на попытку внедрения Axapta, вылетели в трубу. Однако отрицательный результат, как тогда решили, – тоже результат. Благодаря ему в OZON.ru убедились в том, что готовые решения в данном случае не подходят, поэтому свой бэк-офис нужно писать самим.

Работа магазина

Серьезные решения и потрясения в работе IT-отдела сверху, то есть со стороны пользователей OZON.ru, никак не были видны. Магазин функционировал полным ходом и набирал обороты.

9 апреля 2001 года OZON.ru довольно бурно справил свое трехлетие. Вячеслав Курицын, возглавлявший информационную редакцию, заявил о том, что в Рунете OZON.ru стал нарицательным интернет-магазином. «Фрукт – яблоко, поэт – Пушкин, сетевой магазин – OZON.ru», – сказал Вячеслав. В общем-то, какая-то доля истины в этом была. Хотя OZON.ru, конечно, был не единственным онлайновым магазином в Рунете, он, безусловно, постепенно становился самым крупным и самым известным.

По случаю дня рождения проводились самые различные акции: конкурс на лучший слоган магазина, неделя скидок, онлайн-конференция с группой «Квартал» (идея онлайновых конференций, начатых еще первой информационной редакцией, вовсе не заглохла, и подобные конференции проводились постоянно), специальная акция «Книга с автографом Бориса Акунина» и другие.

На май 2001 года у OZON.ru были следующие показатели: 44 процента составляли зарубежные продажи; 53 процента от общих продаж – книги, 25 – видеокассеты, 15 – музыка на компакт-дисках, 2 – фильмы на DVD, 4 – софт; 8 тысяч активных пользователей из 46 тысяч зарегистрированных.

Месячный оборот OZON.ru вырос на 121 процент по сравнению с показателями предыдущего года.

Перейти на    1 2 ... 11 12 13 14 15 ... 37 38