Strict Standards: Non-static method Paginator::paginate() should not be called statically in /var/www/www-root/data/www/youcapital.ru/engine/modules/files/files_read.php on line 74 Стратегический менеджмент: конспект лекций (Шевчук Денис Александрович) скачать книгу бесплатно
Главная » Библиотека » Стратегический менеджмент: конспект лекций (Шевчук Денис Александрович)
{sort}

Стратегический менеджмент: конспект лекций (Шевчук Денис Александрович)

Настройки отображения Выбрать главу(78)
Перейти на    1 2 ... 13 14 15 16 17 ... 35 36

— закрыть/ликвидировать убыточные СЗХ, если их невозможно продать.

10. Инструментарий реализации стратегии

10.1. Ключевые задачи реализации стратегии

Когда стратегический план разработан перед менеджером стоит задача превратить его в действия и хорошие результаты. Если разработка стратегии прежде всего предпринимательская деятельность, то ее реализация — внутренняя административная деятельность. Детали такой деятельности зависят от конкретной ситуации. Однако имеются повторяющиеся ключевые задачи этого процесса (рис. 18).

Каждая их этих ключевых задач разлагается на ряд подзадач.

Построение организации, способной осуществить стратегию, должно включать:

— разработку внутренней организационной структуры, исходя из нужд стратегии,

— создание искусств и отличительных преимуществ, на которых базируется стратегия,

— выбор людей на ключевые позиции.

Разработка бюджета, обеспечивающего реализацию стратегии, предусматривает:

— наделение каждой организационной единицы бюджетом, обеспечивающим выполнение ее части стратегического плана,

— контроль за эффективным использованием ресурсов.

Создание внутренних административных обеспечивающих систем требует:

— определения и управления политиками и процедурами, влияющими на стратегию,

— разработки административных и оперативных систем для действия в стратегически критических ситуациях.

Рис. 18. Ключевые задачи реализации стратегии

Разработка системы оплаты и поощрения должна включать:

— мотивацию организационных единиц и персонала в интересах реализации стратегии,

— разработку системы материального и морального поощрения,

— развития управления по результатам.

Развитие корпоративной культуры применительно к стратегии включает:

— установление частных показателей,

— определение этических стандартов,

— создание рабочей обстановки поддержки стратегии,

— воспитание духа работы на высоком культурном уровне.

Стиль стратегического руководства требует:

— управления процессом роста показателей, культуры фирмы и содействия стратегии;

— поддержки организационных инноваций и новых возможностей;

— участия в политиках реализации стратегии, поддержке производственных возможностей и организационного консенсуса;

— упора на этические стандарты в поведении;

— инициативы корректирующих действий для улучшения методов реализации стратегии.

10.2. Практические рекомендации по обеспечению организации стратегически эффективной компании

Здесь далее приводятся некоторые практические рекомендации, полученные на основе изучения опыта лучших компаний США:

1. Организационная схема большинства таких компаний достаточно стабильна. Обычным является использование децентрализованных схем управления с отделениями бизнес/продукт (СЗХ).

2. Часть организационной структуры достаточно подвижна и гибка, что позволяет быстро реагировать на изменение внешних условий.

3. Новые СЗХ появляются для того, чтобы дать возможность развиться новым видам бизнеса. Часто это происходит путем создания нового производства по новому продукту или путем превращения части существующего бизнеса в независимое отделение.

4. Люди, продукты и даже производства часто передвигаются от одного отделения к другому с целью наибольшей эффективности, продвижения по службе, увеличения конкурентной силы и адаптации к условиям рынка.

5. Большинство таких компаний имеют сравнительно небольшой персонал в главной конторе, причем большинство его членов — выходцы из «полевых единиц». Происходит довольно частая ротация персонала «главный офис — отделения».

6. Формы функционального управления, как правило, «подгоняются» к главным задачам компаний. При этом имеется в виду, что они менее предприимчивы, медленее адаптируются и могут игнорировать важные изменения внешней обстановки.

7. Считается, что ключевой чертой предпринимательского, высокоадаптивного бизнеса является малый размер независимых отделений. Обычно их годовые объемы продаж 50-100 млн. долларов при максимуме порядка 1000 млн. долларов.

8. Средством предотвращения «известкования» и стагнации организаций является регулярная их реорганизация путем ротации кадров, передачи производств из одной СЗХ в другую, разбиения больших бюрократических машин на более мелкие и т. д.

9. Полезно использовать управление типа «свободно-натянуто». При этом, с одной стороны, создается автономность, предпринимательская обстановка, инновационная активность отделений, а с другой — контроль сильной центральной власти позволяет ей контролировать обстановку, обеспечивая единое стратегическое развитие бизнеса. Базовая часть структуры организации должна быть при этом стабильна, но достаточно часто реорганизовывается ее «наполнение», а периферийные части организации должны быть относительно гибкими.

10.3. Корпоративная культура, обеспечивающая эффективную реализацию стратегии

Культура корпорации базируется на основных этических нормах и принципах деятельности.

К этическим нормам относятся:

— честность и соблюдение закона,

— разрешение конфликтов интересов,

— благожелательность в торговле и рыночной практике,

— использование внутренней информации для обеспечения безопасности бизнеса,

— поддержка взаимоотношений и практики прибыльности,

— оплата за выполненное дело,

— использование информации из других источников,

— политическая активность,

— защита внутренней информации,

— использование активов, ресурсов и собственности компании,

— оплата по контрактам и векселям.

Общими принципами деятельности компании могут быть:

— первоочередная важность потребителей и их обслуживания;

— обязательства по качеству;

— обязательства по инновациям;

— уважение к индивидуальности служащих и обязательства компании по отношению к ним;

— важность соблюдения честности, прямоты и этических норм;

— уважение к акционерам;

— уважение к фирмам-поставщикам;

— корпоративное товарищество;

— важность защиты окружающей среды.

Основные принципы деятельности корпорации нужны для разработки ее структуры, искусства организации, отличительных преимуществ, бюджета, обеспечивающих систем, мотиваций, политик и процедур, культуры. Чем глубже использование принципов в административной практике, тем более мощная стратегия может быть создана.

Фирма МакКинсей разработала рамочную конструкцию для оценки принципов в семи областях деятельности компании:

— стратегии (strategy);

— структуре (structure);

— принципах, позиции и философии (shared value);

— подходах к штабной деятельности и ее ориентации на персонал (staff);

— административной практике, процедурах ежедневной деятельности, включая систему вознаграждений, формальную и неформальную политику, разработку бюджетов, финансового управления и контроля (systems);

— организационного искусства, возможностей и отличительных преимуществ (skills);

— стиля руководства (style).

Эта конструкция была названа 7S (рис. 19).

Рис. 19. Схема 7S взаимного влияния административных сфер деятельности (схема МакКинсей)

Принципы деятельности являются ядром организационной деятельности. Они определяют ведущие принципы стратегии: «кто мы, что делаем, куда идем и какие принципы исповедуем?». Они описывают корпоративную культуру. Одновременно схема 7S указывает на взаимосвязь различных отраслей административной деятельности руководства и на то, что в каждую из них должны быть внесены изменения при изменении других, а особенно — стратегии фирмы.

Перейти на    1 2 ... 13 14 15 16 17 ... 35 36