Главная » Библиотека » Бизнес. Пособие для гениев (Мороз Юрий)
{sort}

Бизнес. Пособие для гениев (Мороз Юрий)

Настройки отображения Выбрать главу(4)
Перейти на    1 2 ... 21 22 23 24 25 ... 32 33

Начнем с «аксиомы компьютеризации». Автоматизировать (компьютеризировать) можно порядок, автоматизировать хаос невозможно. Так как в средней российской организации порядком и не пахнет, то автоматизация (компьютеризация) бесполезна и даже вредна.

Далее, главное в информации – это ее достоверность, возможность ограничения доступа и классификация. По поводу достоверности информации в вашем бизнесе так называемым программистам просто ничего не известно. С доступом тоже все понятно. Самый высокий уровень доступа к вашей информации будет иметь специалист по компьютерам и сторож – студент университета, а не вы. И последнее: классифицировать информацию так, чтобы она могла приносить пользу – задача такая же по сложности, как и создать сам бизнес.

Вам придется создать информационную модель вашей деятельности, вашего бизнеса и отдать эту задачу неспециалисту, что, как минимум, глупо. Это задача из области системного анализа, и для построения информационной модели нужно быть специалистом прежде всего в системном анализе, а не в компьютерах. Еще раз повторю, компьютеризации поддается только фирма, спроектированная как система. Специалистов в системном анализе в России почти нет; есть те, кто себя так называет, но на слово им верить нельзя.

Существуют фирмы, занимающиеся системной интеграцией, но и они в основном разбираются в создании локальной сети и стыковке программного обеспечения, компьютеров и технических устройств, но никак не в построении информационной модели вашего бизнеса и затем ее внедрении (с экономическим эффектом).

Если вы создаете предприятие в известной области – например, банк, ресторан, торговую фирму – то вы можете воспользоваться готовыми решениями «под ключ». В остальных случаях вы сильно рискуете своими деньгами. Еще раз повторю, вы должны создать информационную модель вашей деятельности, эта задача очень близка к задаче создания технологического процесса, это разные стороны одного и того же.

И если вы создаете предприятие в новой области деятельности, а разбираетесь в ней лучше всего вы, то только вы и сможете разбить эту деятельность на элементы так, чтобы после сложения этих элементов получилось – целое. Из системного подхода известно, что сумма частей системы не равна самой системе. В системе благодаря взаимодействию элементов проявляется дополнительный, системный (синергетический) эффект.

Система дает намного больше, чем сумма элементов. Это, кстати, и является источником предпринимательского дохода. Предприниматель складывает отдельные элементы в систему и получает системный эффект, который он присваивает. Каждый из сотрудников готов работать за ту зарплату, за которую его нанимают. Есть изобретения, стратегия и тактика, партнеры и договора, существующие или потенциальные, и многое другое. Далее это все в офисе соединяется в систему, которая дает намного больше, чем сумма зарплат сотрудников, аренда офиса и накладные расходы.

Еще раз повторю, что только если это будет соединено в систему, а не останется набором разрозненных элементов, предприниматель получит свой предпринимательский доход. В систему может входить или не входить производство, партнеры, дилеры, реклама, торговая марка, и так далее. Какие элементы необходимы и какими можно пренебречь, и решает предприниматель. Таким образом, предприниматель должен владеть еще и системным подходом. И этот системный подход должен быть отражен в информационной модели организации.

Если этого не будет сделано – неважно, на бумаге ли, в должностных инструкциях и технологических картах, компьютерах или перфокартах, – то во время количественного роста организации вы наткнетесь на кризис, с которым на ходу справиться невозможно. Почти у всех рост сопровождается снижением эффективности (системного эффекта), а это значит, что рост не системен. И на определенном этапе роста организация может стать убыточной, а там и банкротство рядом. Пример системного роста – это рост живого организма, там никогда развитие мышц не опережает развитие мозга или внутренних органов.

Информационная модель (то есть регламент поступления, ввода, классификации, обработки, хранения, циркуляции информации, правила решения проблем, источники задач и контроль за их выполнением, и, видимо, еще многое-многое другое) должна быть разработана с учетом возможного роста.

И если вдруг организация может стать больше, чем было запланировано, модель должна быть пересмотрена. Известна так называемая S-образная кривая. Она выглядит как кобра, стоящая на хвосте. То есть любая система (организационная, техническая или биологическая) сначала (хвост змеи) количественно развивается очень медленно (накопление качества), потом происходит взрывной количественный рост (туловище), и затем (приближаемся к голове кобры) – дальнейший рост возможен только в случае кардинального (качественного) изменения системы; в случае же остановки кризис и падение гарантированы. Если вы не создадите себе кризис в этот момент сами, вас укусит кобра.

Кардинальное изменение основывается как раз на изобретении, после появления которого предыдущая система мгновенно морально устаревает и становится тормозом. Например, после изобретения Интернета существующая почтовая и заодно и библиотечная системы обречены; в лучшем случае, у них осталось лет 10 до полного забвения. Как раз сейчас Интернет находится в стадии бурного развития (движется по туловищу змеи), потенциал количественного роста еще далеко не исчерпан.

Скорее всего (хотя я в этом не уверен), время сейчас требует применения компьютеров, но это очень опасная штука, если вы точно не знаете, чего от нее хотите.

Вам может показаться, что я преувеличиваю опасность компьютерных технологий. Нисколько. Если вы видите надпись на столбе «Не влезай – убьет», это не означает, что убьет каждого, кто окажется на столбе. Но для многих этот столб был последним, что они видели в жизни. Техника безопасности пишется от несчастного случая к несчастному случаю. Не доводите до ошибки, предупредите ее. Кто предупрежден, тот вооружен.

По возможностям пожирания вашего времени и времени ваших сотрудников, компьютер страшнее телевизора, периодической печати и преферанса, вместе взятых. Если же добавить опасность компьютерных игр и Интернета, то все предыдущее еще цветочки.

Пару слов об Интернете. Лучше всего его сравнить с очень бестолковой библиотекой, где нет даже минимальной систематизации, зато можно получать список книг, журналов или отдельных страничек по ключевым словам. Информации очень много, именно это и плохо. Блуждающий разум может барахтаться в этом море информации бесконечно. И без точной постановки задачи лучше в это море не нырять самому. И, тем более, не разрешать сотрудникам.

Вопрос. Почему сотрудники очень редко пользуются бесплатными толковыми библиотеками, где можно получить помощь библиотекаря, есть хорошие каталоги и масса полезных справочников, и готовы с удовольствием блуждать в платном бестолковом Интернете? Как обычно, все оплачиваете вы.

Конечно, если речь идет о специальных применениях, например, в подготовке дорогих журналов или создании компьютерных эффектов в кинофильмах, сейчас уже без мощных компьютеров не обойтись. Но мы говорим о применении компьютеров в офисной работе. А мировая тенденция такова, что все большее количество работы – это работа по созданию, приему, обработке и передаче информации. То есть работа в офисе.

Если говорить о компьютерных играх, то достаточно того, что именно они виноваты в столь быстром моральном старении компьютеров (новые игры требуют все более мощных компьютеров), не говоря уж о потраченном времени (которого жалко, только когда оно уже безвозвратно потеряно). Компьютерные игры должны быть категорически запрещены – в рабочее время, обеденный перерыв и в нерабочее время. Даже самые работящие сотрудники не смогут удержаться от искушения поиграть в ваше отсутствие.

А если можно поиграть в рабочее время, то остальные пороки появятся неминуемо. В свое время я считал неэтичным устанавливать видеокамеры и микрофоны в помещениях офиса, сейчас я считаю глупостью их отсутствие. Как минимум, ими должна быть оборудована комната переговоров. И не нужно это афишировать. Мало кто из ваших партнеров откажется от искушения предложить взятку вашему сотруднику, и мало кто из ваших сотрудников сможет удержаться от соблазна. Мало ли поводов у сотрудника обидеться на своего босса. И дальше вы будете только чувствовать, что что-то не так, но не сможете узнать, что именно.

Перейти на    1 2 ... 21 22 23 24 25 ... 32 33