Главная » Библиотека » Бизнес. Пособие для гениев (Мороз Юрий)
{sort}

Бизнес. Пособие для гениев (Мороз Юрий)

Настройки отображения Выбрать главу(4)
Перейти на    1 2 ... 14 15 16 17 18 ... 32 33

Предприниматель намного лучше понимает психологию богатого клиента. Поэтому только он и должен строить сценарий обслуживания, и определять, что нужно выделять в коммерческих предложениях, чтобы клиент быстрее клюнул. Вы скажете, что получается портрет супермена. Нет, просто люди, которые умеют что-нибудь из этого, стоят очень дорого и вам не по карману, а если даже и по карману, то очень выгодно сделать это самому и сэкономить деньги. Ведь когда вы отладите технологический процесс, даже очень тупой сотрудник сможет сделать все необходимое, а тупые сотрудники готовы работать за много меньшую зарплату.

Если выразить это другими словами, то предприниматель выделяет рутинную часть своей деятельности, разбивает ее на элементы, описывает ее в виде технологического процесса, и передает сотрудникам. Как ни боролись искусные лионские ткачи с ткацкими станками, ткацкие станки победили ручной труд. А в начале двадцатого века Тейлор превратил создание конвейера в промышленности из искусства в науку. Любой процесс, например, шитье башмаков, которому нужно было учиться долгие годы, после разбиения на элементы превращался в работу, которую могли делать неквалифицированные рабочие. И причем выработка на одного рабочего стала намного больше, чем у профессионала – сапожника. Сапожники начали разоряться, а хозяева фабрик процветать.

Революция в офисной работе на западе произошла в шестидесятые годы. Каждый офис западной компании – это конвейер, только стрелки от одного стола к другому не нарисованы. И, конечно, производительность такого офиса намного выше профессионала-одиночки. Современное программное обеспечение уже отражает все стандартные офисные операции. Но для того, чтобы все это работало как следует, нужно не компьютеры в сеть соединять, хотя это, может быть, и неплохо. Нужно соединять сотрудников в конвейер, где есть начало, конец, стандарты, ОТК (отдел технического контроля), и так далее. Чем большую часть своей работы предприниматель превратит из искусства в ремесло, тем большую часть работы предпринимателя будет выполнять фирма.

Конечно, разбить на элементы собственную успешную деятельность очень трудно, но возможно, и все большую часть работы человека выполняют механизмы и компьютеры.

Правда, после этого искусство превращается в ремесло. Но не все могут быть творцами. Собственно, так и происходит процесс создания ремесел: искусство разбивается на элементы и становится технологией. Обратный процесс не происходит, не превращается освоенный по элементам процесс в искусство. Мастерство, как я уже говорил, схватывается целиком.

Повышение производительности труда предпринимателя – это разбиение им своей деятельности на элементы и затем передача ее конвейеру (но не человеку). Каждая операция должна быть максимально простой, примитивной и не должно быть возможности двоякого толкования. Чем большую часть своей работы предприниматель сумеет превратить в ремесло, тем меньше ему придется заниматься рутиной и больше возможность для творчества. Необходимо проектирование, изготовление и пилотирование фирмы-самолета превратить из искусства в профессию.

Чем проще будет устроена его фирма, тем она будет эффективней. Самый сложный элемент фирмы – это человек. Значит, чем меньше будет зависеть от человека, чем больше человек будет сведен к функции, тем лучше спроектирована фирма и тем надежней полет самолета-фирмы. К счастью, большинство людей именно об этом и мечтают, чем проще и примитивней работа, тем им лучше. Чем меньше от такого человека зависит, тем комфортней он себя чувствует.

Когда я был на военных сборах, я однажды почувствовал этот кайф. Можно часами ни о чем не думать. Идешь, смотришь в спину впереди идущего и держишь шаг. Какая разница, куда идешь. Сказали стоять, стоишь; сказали садиться, садишься; и т.д. Но когда я поймал себя на том, что ни о чем не думал минут 40, меня это насторожило. И я постарался процесс отупения приостановить. Всегда можно найти себе проблему и начать ее решать. Но большинству этого и не нужно. А, как известно, социальная задача предпринимателя, это создавать рабочие места, а не условия для творчества. В том, что я призываю к гуманному отношению к людям, сомнений видимо не осталось.

В этой связи посмотрите, насколько жестока по отношению к людям была Октябрьская революция. Из болота привычного, людей бросили в ситуацию абсолютной новизны. Ясно, что через несколько лет хаоса люди захотели диктатуры и хозяина. И конечно, получили.

Если говорить о диктатуре, то я думаю, что для целой страны это плохо, так как человек тогда теряет альтернативы. А для фирмы хорошо – не нравится, иди, работай в другом месте. Или создавай собственное дело.

Другое дело, что диктатором быть трудно. Трудно быть уверенным в том, что ты всегда прав. Представьте себе, что чувствует главный конструктор авиационного КБ, когда на самый первый старт выруливает спроектированный им самолет. И при испытаниях иногда гибнут люди. Быть диктатором трудно, но нужно, иначе будешь терять деньги, если будет что терять. Быть диктатором, это тяжелая психологическая нагрузка, это ответственность за все и необходимость все проблемы решать самому. Как только вы скажете кому-нибудь, решай сам, вы уже не диктатор. Вы заложили мину в свою фирму-самолет.

Но зато, если вы однажды сказали, как поступать в таком-то случае, никто не имеет право прийти к вам в кабинет и, сославшись на какие-то обстоятельства, потребовать снова решать этот вопрос. С другой стороны, это дает легкость в решениях, вам нужно согласовывать их только с самим собой, а с самим собой вы всегда договоритесь.

Осталось только вжиться в эту роль. С того момента, как вы сможете аргументировать ваше решение: «Делайте это, потому что я так хочу», вы – Диктатор.

Итак, посмотрим, на вашу существующую фирму, или будущую, взглядом инженера и диктатора. Образ Карабаса-Барабаса с его театром, вот что вам нужно. И Буратино на пушечный выстрел не подпускать! Как вы думаете, сколько заработали актеры Карабаса-Барабаса, когда его победили? Я думаю, что им пришлось искать другой театр. И другого Карабаса-Барабаса. Если вы в процессе создания и преобразований в фирме будете деловиты и спокойны как патологоанатом, вы можете рассчитывать на успех. Если хотите другой образ, кроме Карабаса-Барабаса, то это Королев, который вывел ракеты в космос. Его жесткость не знала границ.

Можно привести еще примеры и так называемые законы бизнеса. Sapienti sat (умному – достаточно), а остальным это все равно не поможет.

Когда мы говорили о технологии, это ответ на вопрос – КАК? Но есть еще вопрос – ЧТО? Ошибка в ответе на вопрос «ЧТО?» не может быть исправлена сколь угодно совершенной технологией.

Для ответа на вопрос «ЧТО делать?» необходимо сделать изобретение. Так как пока (в этом году) у меня нет технологии (пока это искусство) как делать изобретения в бизнесе, то, к сожалению, необходимо творчество. Между прочим, упоминая слово «творчество» почти на каждой странице, я, тем не менее, ушел от ответа, что это такое.

Начнем с того, что творчество, в отличие от труда, акт уникальный. Труд – это повторяющаяся последовательность действий; творчество – это не действие, это событие, явление. Тут интересна была бы аналогия с даосским принципом недеяния. Но мы это рассмотрим позднее. Так как это явление, то и происходит творчество по законам явления – необходимы соответствующие условия и состояние. Творчество не делают, оно случается.

Кстати, намного реже, чем часто думают. Иногда все «творчество» поэта или художника есть тиражирование всю жизнь одного-единственного акта творчества. И так называемые муки творчества – это муки недостаточного умения; муки, связанные с недостатком мастерства для выражения образа, появившегося в результате творческого акта.

Как говорит Стивен Кови в книге «Семь навыков лидера», в любой деятельности есть два этапа, творческий акт (нематериальное создание), и воплощение его в материальном мире. Например, архитектурный замысел и собственно строительство. Так как законы материального мира намного жестче, начинаются искажения и муки по этому поводу. Мастер творческий образ воплощает немедленно; у него нет паузы между творчеством и его воплощением; он учитывает трудности воплощения в материальном мире еще на стадии нематериального создания. Создается впечатление, что он сразу создает. Переход есть, но он незаметен.

Перейти на    1 2 ... 14 15 16 17 18 ... 32 33