Главная » Библиотека » Розничный рынок: порядок организации и деятельности (Красова Ольга Сергеевна)
{sort}

Розничный рынок: порядок организации и деятельности (Красова Ольга Сергеевна)

Настройки отображения Выбрать главу(24)
Перейти на    1 2 3 4 5 6 ... 29 30

Стационарная торговая сеть расположена в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.

Нестационарная торговая сеть функционирует на принципах разносной и развозной торговли.

В зависимости от ассортимента реализуемых товаров проводится классификация предприятий розничной торговли на виды (например, универмаг, универсам, магазин «Спорттовары», магазин «Продукты»" и т. д.).

В зависимости от торговой площади и форм торгового обслуживания покупателей предприятия розничной торговли классифицированы по типам (например, супермаркет с системой самообслуживания населения или традиционный магазин).

Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки.

Магазин – это специально оборудованное стационарное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также со смешанным ассортиментом товаров.

1. Универсальный магазин – предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров (например, супермаркет).

2. Специализированный магазин – предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть (например, магазин «Спорттовары»).

3. Магазин с комбинированным ассортиментом товаров – предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (например, магазин «Бытовая техника»).

4. Магазин со смешанным ассортиментом товаров – предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров (например, магазин осуществляет продажу хлебобулочных и молочных изделий, а также иных продовольственных товаров обще потребительского назначения, а также различные чистящие средства, иные предметы бытовой химии).

Особым местом (и способом) торговли является ярмарка – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей. Ярмарка может проводиться с целью рекламы и одновременной продажи товаров либо только с целью их продажи. На ярмарке представляются как продовольственные товары определенных видов (хлебобулочные, колбасные изделия, винно-водочная продукция и т. д.), так и непродовольственные товары (например, книгопечатные издания, пластиковые окна, металлические двери и т. д.).

К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, авто магазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

Павильон – это специально оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Палатка (ларек) – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.

В последние годы потребительский рынок на территории Российской Федерации активно развивается, однако по-прежнему неудовлетворительно состояние рынков в конкретных субъектах РФ. В связи с этим органы представительной власти субъектов РФ принимают многочисленные нормативные акты, регулирующие порядок торговли на соответствующей территории, в том числе касающиеся создания торговых комплексов.

Под торговым комплексом понимается совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Функции хозяйственного обслуживания:

1) инженерное обеспечение строения (электроосвещение, тепло– и водоснабжение, канализация, средства связи);

2) ремонт зданий, сооружений и оборудования;

3) уборка мусора;

4) охрана торговых объектов;

5) организация питания служащих и т. п.

На практике наиболее частым воплощением торгового комплекса является огромное крытое рыночное помещение – это сооружение, расположенное на специально отведенной территории, закрытое, все службы которого (торговые, административные, подсобно-хозяйственные, технические и т. д.) находятся под одной крышей. При этом все рыночные строения подключены к магистралям водопровода, канализации, отопления, электроснабжения и т. д. Торговые ряды, расположенные под навесами, к крытым рынкам не относятся. Более того, такие торговые места в настоящее время по решению органов исполнительной власти местного самоуправления могут быть расположены и вне помещений рынков.

Иными субъектами торговой деятельности, имеющими много общего с торговым комплексом, являются торговый центр и торговый дом.

Торговый центр – это совокупность торговых предприятий (или предприятий по оказанию услуг), реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Торговый дом – это многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

Ко всем выше перечисленным специально оборудованным и предназначенным для ведения торговли зданиям и строениям, предъявляются определенные требования.

Так например, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 7 сентября 2001 г. № 23 «О введении в действие санитарных правил» были утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

В соответствии с разделом II данного нормативного акта требования к размещению организаций торговли включают в себя следующее:

1) при проектировании и строительстве новых, реконструкции существующих организаций торговли необходимо руководствоваться указанными санитарными правилами, строительными нормами, нормами технологического проектирования;

2) организации торговли могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения помещениях, а также размещаться на территории промышленных и иных объектов для обслуживания работников этих организаций. Деятельность организаций торговли не должна ухудшать условий проживания, отдыха, лечения, труда людей в жилых зданиях и зданиях иного назначения. При размещении организаций торговли в зоне промышленных предприятий и иных объектов они не должны оказывать вредного влияния на организацию торговли. В помещениях, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям иного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные и овощные магазины, а также магазины площадью более 1000 кв. м;

3) загрузку продуктов в торговые помещения следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений;

4) при размещении в организациях торговли организаций общественного питания, цехов по производству полуфабрикатов и кулинарных изделий и других пищевых продуктов, а также иных организаций, не связанных с реализацией пищевых продуктов, должны соблюдаться требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов для этих организаций;

Перейти на    1 2 3 4 5 6 ... 29 30