Главная » Библиотека » Бухучет, налогообложение, управленческий учет: самоучитель (Шевчук Денис)
{sort}

Бухучет, налогообложение, управленческий учет: самоучитель (Шевчук Денис)

Настройки отображения Выбрать главу(60)
Перейти на    1 2 ... 52 53 54 55 56 ... 115 116

Налогообложение бизнеса

Система налогового законодательства в РФ

Следуя принципу, провозглашенному ст.15 Конституции РФ, Налоговый Кодекс РФ в ст.1 устанавливает следующую систему налогового законодательства РФ:

– налоговый кодекс (НК);

– федеральные законы о налогах и сборах;

– законы и иные правовые нормативные акты о налогах и сборах законодательных органов субъектов РФ;

– нормативные правовые акты о налогах и сборах представительных органов местного самоуправления.

Центральное место в системе законодательства о налогах и сборах занимает НК РФ. Его правовой статус определен ст.1.

Во-первых, НК – единственный нормативный правовой акт, устанавливающий систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и налоговых сборов в РФ. Любые изменения системы федеральных налогов и сборов должны проходить путем внесения изменений и дополнений в НК РФ.

Во-вторых, НК в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Все законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с НК и не могут ему противоречить.

В п.4 ст.15 Конституции РФ провозглашен приоритет норм международного права по отношению к нормам российского законодательства. Применительно к налоговым правоотношениям этот принцип нашел свое отражение в ст.7 НК РФ. Если международным договором РФ, содержащим положения о налогах и сборах, установлены иные правила, чем предусмотрены НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

На практике это означает, что при экономическом сотрудничестве с лицом из другого государства необходимо обращать внимание на наличие соглашения об избежании двойного налогообложения с этим государством или иного соглашения, регулирующего вопросы налогообложения на уровне двух и более государств. Если такой договор существует, его нормы будут иметь приоритет по отношению к нормам российского законодательства.

Иерархия актов, регулирующих налоговые отношения.

Отношения, регулируемые налоговым законодательством (определены ст.2 НК):

– отношения по установлению налогов и сборов;

– отношения по введению налогов и сборов;

– отношения по взиманию налогов и сборов;

– отношения, возникающие при осуществлении налогового контроля;

– отношения по привлечению к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Вопросы собственности и хозяйственной деятельности не являются предметом регулирования законодательством о налогах и сборах, налоговое законодательство не вправе вторгаться в сферу, регулируемую гражданским или иным частным правом. Например, вопрос об очередности списании денежных средств со счета предприятия должен разрешаться в гражданском законодательстве (ст. 855 Гражданского кодекса РФ).

Не применяется законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено НК, к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля уплаты таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц. Действие НК распространяется на таможенные платежи только в случаях, прямо предусмотренных НК, т. е. когда в статьях Кодекса непосредственно упоминаются таможенные платежи.

Принципы налогового законодательства РФ (определены ст.3 НК):

– принцип всеобщности налогообложения является конституционным принципом, согласно которому каждое лицо без каких-либо исключений должно через налоги участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать законно установленные налоги и сборы;

– принцип справедливости – каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям;

– принцип соразмерности налогов заключается в соотношении размера бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения или экономической сбалансированностью интересов налогоплательщика и государственной казны;

– принцип равенства налогоплательщиков – не допускается установление и применение налогов и сборов, различающихся в зависимости от политических, этнических, конфессиональных и иных подобных различий между налогоплательщиками. В свете социальных аспектов не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала.

Установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот, а также налоговых ставок в зависимости от других критериев, в частности – экономических, вполне допустимо;

– принцип экономической обоснованности установления налогов, т. е. налоги не должны препятствовать реализации гражданами своих конституционных прав. Ограничение прав должно происходить с учетом ст.55 Конституции РФ, т. е. права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

– принцип установления налогов, не нарушающих единства экономического пространства РФ. Не допускается устанавливать налоги и сборы, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров, (работ, услуг), денежных средств или законную деятельность налогоплательщика в пределах территории РФ. Не допускается также введение региональных налогов и сборов, позволяющих формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов;

– принцип законного установления налогов и сборов. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются только НК. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ. Следовательно, никто не обязан уплачивать незаконные платежи и сборы.

– принцип удобного налогообложения – установлено требование к законодателю и правоприменительным органам: акты налогового законодательства должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить. НК устанавливает последствия несоблюдения этого требования – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Особенности действия нормативных правовых актов в сфере налогообложения...

...во времени:

Действие актов законодательства во времени ограничено вступлением нормативного акта в силу и прекращением его действия.

Следует знать, что:

акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют;

акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу;

Перейти на    1 2 ... 52 53 54 55 56 ... 115 116