Главная » Библиотека » Бизнес-кредит: технологии получения (Шевчук Денис)
{sort}

Бизнес-кредит: технологии получения (Шевчук Денис)

Настройки отображения Выбрать главу(315)
Перейти на    1 2 ... 6 7 8 9 10 ... 51 52

2. Бухгалтерское оформление выдачи кредита, погашение кредита и процентов, закрытия кредита

Бухгалтерская служба ведет учет кредитных операций в соответствии с внутренними нормативными документами Банка и нормативными документами Банка России на основании соответствующих распоряжений подразделения КМБ, инструкций, регламентирующих учетные операции.

Бухгалтерский учет операций по предоставлению кредитных средств и их возврату, по начислению и уплате процентов, по формированию резервов и других операций осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Банка России и Учетной политикой Банка.

6 этап – Сопровождение кредитов

1. Мониторинг и погашение кредита

Под мониторингом подразумевается отслеживание текущего финансового состояния клиента с получением необходимых финансовых и прочих данных, которые могут повлиять на погашение кредита, проверка наличия и состояния залога, контроль за погашением кредита. Мониторинг текущего кредита проводится в обязательном порядке на территории заемщика/ его поручителей и его/ их бизнеса (КЭ лично посещает место бизнеса).

Мониторинг нужен для проверки того, насколько хорошо клиент выполняет условия, предоставленного ему кредита, давая возможность КЭ выявить возможные проблемы, и, следовательно, предпринять быстрые меры по их устранению. Полученные данные после мониторинга также дают ценную информацию для оценки ситуации в целом (т. е. анализ ситуации на определенном рынке).

Особое внимание должно уделяться новым заемщикам и долгосрочным кредитам.

Цель мониторинга состоит:

• В проверке текущего финансового состояния Заемщика, поручителей и связанных компаний,

• В проверке наличия и состояния заложенного имущества.

Периодичность проведения мониторинга:

Плановый мониторинг – проводится по кредитам свыше 1 млн. рублей не реже, чем один раз в 3 месяца.

• С целью проверки наличия и состояния залога.

• С целью проверки текущего финансового состояния Заемщика, поручителей и связанных компаний.

• КЭ ежемесячно отслеживает объем средств, проходящих по счетам заемщика в Банке. При существенном (более чем 25 %) уменьшении объема денежных средств, в сравнении с объемом, который брался в расчет при определении кредитоспособности заемщика, КЭ обязан установить причины падения объемов.

По каждому Заемщику ведется Отчет о мониторингах, который хранится в кредитном досье.

По факту проведенного мониторинга КЭ вносит данные в Отчет о мониторингах не позднее последнего дня месяца, когда был проведен мониторинг (см. подробнее Шевчук Д.А. Учет в банках: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007; Шевчук Д.А. Основы банковского аудита: Конспект лекций. – Ростов-на-дону: Феникс, 2007).

Телефонный мониторинг – проводится по всем кредитам.

За 2–3 дня до даты платежа по кредиту КЭ проводит беседу с клиентом по телефону с целью:

• напоминания о предстоящем платеже;

• выяснения текущего состояния бизнеса;

• поддержания психологического контакта с Заемщиком.

Телефонный мониторинг не фиксируется в документарном виде.

Проверка целевого использования кредитов, выданных юридическим лицам и ИП на расчетный счет:

Для подтверждения целевого использования Кредита заемщик (юридическое лицо или ИП) должен предоставить копии следующих документов:

• договора (контракты) на поставку/покупку основных средств, товаров, материалов или сырья;

• платежные поручения (чеки, квитанции об оплате), подтверждающие факт оплаты;

• накладные, подтверждающие факт получения.

По данным проверки целевого использования кредитов, выданных юридическим лицам / ИП на расчетный счет, не позднее 3 месяцев с даты выдачи кредитных средств КЭ составляет Акт проверки целевого использования кредитных средств.

Экстренный мониторинг – дополнительный мониторинг, который проводится незамедлительно в следующих случаях:

1) Появляется информация о бизнесе, такая как:

• заемщик потерял важного покупателя или поставщика;

• на предприятии произошел случай, который повлек за собой длительный перерыв в работе (переезд, пожар и т. п.);

• произошли изменения в руководящем составе, или клиент сделал негативное заявление в связи с погашением кредита;

• предприятие сменило адрес;

• произошли существенные изменения в ценовой структуре, (увеличилась стоимость сырья или других затрат);

• произошли изменения в условиях оплаты, которые заемщик предлагает своим покупателям, например, в случае, если товары были обменены по бартеру на другие товары, а не проданы за наличные (как обычно) и т. д.

• произошли значительные изменения конъюнктуры рынка (конкуренция, наценка, поставщики, покупатели)

2) Возникла просроченная задолженность.

2. Работа с проблемной задолженностью

К проблемной задолженности относится:

– просроченная задолженность, т. е. обязательства по основному долгу, процентам, комиссиям и иным платежам, которые не были исполнены в установленный срок;

– срочная задолженность, по которой есть признаки повышенного кредитного риска, и существует вероятность неисполнения обязательств.

При возникновении просроченной задолженности КЭ, который несет ответственность за сопровождение данного кредита, обязан незамедлительно довести данную информацию до руководителя подразделения КМБ.

В течение трех рабочих дней с момента возникновения просроченной задолженности КЭ, который несет ответственность за сопровождение данного кредита, обязан:

– незамедлительно связаться с клиентом по телефону или же лично посетить его месторасположение бизнеса или местожительства с целью получить объяснения причины задержки платежа, и вместе с заемщиком назначить дату погашения на ближайшие дни.

– служебной запиской известить СЭБ и другую необходимую службу Филиала (юридическую, службу по работе с залогами).

Службы Филиала в течение 3 рабочих дней предоставляют в подразделение КМБ Филиала, заключение с детальным анализом и предложениями по выходу из создавшейся ситуации.

В случае если просроченная задолженность по кредиту не погашена в течение 7 дней, КЭ (возможно совместно с сотрудником СЭБ / руководителем подразделения КМБ) обязан посетить место ведения бизнеса и провести:

– анализ психологического настроя клиента в работе с Банком;

– анализ текущего финансового состояния;

– сравнение динамики бизнеса с данными предыдущего посещения;

– проверку наличия, сохранности и состояния залогового имущества;

Если на месте ведения бизнеса должник отсутствует или деятельность прекращена, обязательно посещение места проживания и регистрации.

Информацию, собранную при проведении экстренного мониторинга вместе с заключениями служб Филиала, КЭ выносит на рассмотрение КК Филиала не позднее 10 рабочих дней с даты возникновения просроченной задолженности с целью принятия решения по проведению дальнейших мероприятий для ее погашения.

Решение КК фиксируется в Протоколе заседания КК (в свободной форме).

Подразделение КМБ Филиала не позднее следующего дня, после проведения КК в виде служебной записки доводит информацию с полным анализом и предложениями по выходу из создавшейся ситуации до Директора Департамента КМБ.

Директор Департамента КМБ в день получения служебной записки доводит информацию до непосредственного Руководителя, курирующего кредитную деятельность Банка.

КЭ совместно с руководителем подразделения КМБ / сотрудником СЭБ, либо самостоятельно, обязан настойчиво посещать заемщика, поручителей и залогодателей, чтобы обеспечить полное погашение кредита.

Мероприятия по погашению просроченной задолженности включают применение всех законных способов для того, чтобы обеспечить погашение кредита. Всегда необходимо добиваться полного погашения кредита, поскольку это оказывает психологическое воздействие на других заемщиков.

Перейти на    1 2 ... 6 7 8 9 10 ... 51 52