Главная » Библиотека » Как учиться с толком для карьеры и удовольствием для себя (Силинг Мирон Ильич)
{sort}

Как учиться с толком для карьеры и удовольствием для себя (Силинг Мирон Ильич)

Настройки отображения Выбрать главу(11)
Перейти на    1 2 ... 26 27 28 29 30 ... 36 37

АВТО (от греч. autos) – сам, собственный; автомат, автограф, автономия.

АНТИ (от греч. апи) – против; антиген, антиреклама, антициклон.

АНТРОПО (от греч. аnthropos) – человек; антропогенный, антропология.

ГЕН (от греч. genes) – рожденный; ген, генезис, генетика, геноцид.

ГЕТЕРО (от греч. heteros) – другой, разный; гетерогенный, гетеротрофы.

ГИПЕР (от греч. hyper) – над, сверх; гиперинфляция, гипертекст, гипертония.

ГОМО (от греч. homos) – одинаковый, равный, общий; гомогенный, гомосексуализм.

КВАЗИ (от лат. quasi) – якобы, как бы; квазиученый, квазистационарный.

ЛОГ (от греч. logos) – слово, понятие, суждение; биология, геология, экология.

МАКРО (от греч. makros) – большой, длинный; макромолекула, макроэкономика, макроэлемент.

МИКРО (от греч. mikros) – малый; микробы, микроэлектроника, микрохирургия.

МОНО (от греч. monos) – один, единственный; монолог, мономер, монополия.

ОЛИГО (от греч. oligos) – немногий, незначительный; олигарх, олигомер, олигофрен.

СУПЕР (от лат. super) – сверх(у), над, выше; супервайзер, супермен, супермаркет.

ТЕХНО (от греч. techne) – умение, мастерство, искусство; техника, технология, техногенный, технополис.

ТРАНС (от лат. trans) – сквозь, за, через; трансплантация, трансфер, трансурановые (элементы).

При знакомстве с новым термином обратите внимание на то, какие слова вспоминаются вам в связи с ним.

Это могут быть слова, относящиеся к тому же разделу учебного предмета, или близкие ему по смыслу, или, наоборот, с противоположным значением. Припомните также слова, содержащие какую-то часть термина. Такой подход поможет вам освоить терминологию учебной дисциплины как систему, а не беспорядочный набор слов.

Особого разговора заслуживают термины, которые называют общенаучными, или межпредметными. Они являются общими для ряда учебных дисциплин. Например «алгоритм», «информация», «корреляция», «модель», «симметрия». Появление общенаучных терминов – объективный процесс, который отражает общность закономерностей, присущих различным частям мира.

В последние десятилетия число межпредметных терминов заметно возросло за счет развития новых дисциплин, которые можно назвать общенаучными. Это – кибернетика, общая теория систем, синергетика, исследование операций, теория игр и др. Такие научные направления ориентированы на познание общих законов природы, а также общественно-социальных систем.

Немалую часть межпредметных терминов можно назвать общекультурными, так как они составляют органическую часть современной культуры. Например «алгоритм» и «корреляция», «адекватный», «бифуркация», «виртуальный», «клонирование», «толерантность».

Я думаю, современный образованный человек должен понимать значение таких терминов. Если какие-то из перечисленных слов вам не знакомы, загляните в словари – понятий и терминов, или иностранных слов, или энциклопедический словарь. Привыкайте работать с такой литературой.

Общенаучные понятия и межпредметные термины помогают студенту почувствовать связи между учебными дисциплинами. А это способствует формированию системы знаний.

Важно не только понимать смысл терминов, но и научиться к месту применять их. Если вы будете активно употреблять межпредметную и общекультурную терминологию на семинарах, в письменных работах, при сдаче зачетов и экзаменов, это произведет на преподавателя самое благоприятное впечатление.

6.1.4. Целостное восприятие учебной дисциплины

Надо стремиться, чтобы у вас осталось целостное впечатление об учебной дисциплине. Она должна отложиться в памяти подобием стройного здания, а не грудой деталей. Тогда будет легче вспомнить главное содержание предмета и использовать его в нужных случаях.

Как добиться целостного восприятия учебной дисциплины? Поскольку вы теперь знаете, из каких частей состоит дисциплина, на каждую новую порцию информации стоит наклеивать мысленный ярлычок. Например: это – «история», или «метод», или «практическое применение». Таким путем вы сделаете первый шаг на пути организации получаемой информации.

Далее, новые знания не должны зависать: их требуется сразу же увязать со старыми. Понятно, что для этого необходимо иметь хоть какое-то представление о пройденной части предмета. Поэтому периодически просматривайте записанные лекции или соответствующие разделы учебника. Подмечайте связи между различными разделами курса.

Обращайте особое внимание на первые фразы, которыми преподаватель начинает лекцию. Обычно они перекидывают мостик между новым и старым материалом.

Стоит приложить усилия, чтобы понять, почему лектор или автор учебника выбрал именно такую последовательность изложения. Другими словами, что из чего вытекает, в чем логика построения этой части курса.

Очень полезно рисовать схемы, выражающие связи между фактами, правилами, законами, уравнениями. Например, стрелка на схеме показывает переход от фактов к теории, которая их объясняет. От теории стрелки ведут к вытекающим из нее следствиям, а дальше к результатам экспериментальной проверки предсказаний теории.

Подобные схемы позволяют охватить одним взглядом целый раздел курса. Попробуйте замахнуться на схему, охватывающую всю учебную дисциплину. Если удастся это хорошо сделать, предмет предстанет перед вами как система, построенная из логически связанных частей.

Уяснить внутреннюю логику предмета помогают теоретические знания. Именно теория обобщает разнообразный фактический материал. Основополагающие принципы и законы проявляются во всех отдельных явлениях и фактах, которые изучает данная наука.

Образование должно оставлять в нашем сознании образы учебных дисциплин. Чтобы облегчить рождение таких образов, полезно сочинить письменное воспоминание о пройденном предмете в виде небольшого резюме. В его основу положите триаду суть – цель – метод, добавьте самые главные принципы и положения дисциплины. В резюме можно включить и личные воспоминания, связанные с предметом. Скажем, что произвело впечатление, особо заинтересовало, удивило; как прошел экзамен или зачет; чем запомнился преподаватель и т. п. Все это вместе поможет запечатлеть в памяти живой и яркий образ учебного предмета.

6.2. Письменные работы

6.2.1. Зачем они нужны и что содержат

За время учебы студенту приходится писать немало различных работ, начиная от контрольных и рефератов и заканчивая курсовыми и дипломной. Зачем пишутся все эти работы?

Во-первых, для того, чтобы приобрести определенные знания: если хочешь написать и защитить работу, необходимо волей-неволей усвоить какую-то информацию. Во-вторых, создавая такие работы, будущий специалист обучается многим полезным делам. Он учится составлять план будущего произведения, а затем последовательно и логично выстраивать его текст, обращаться с литературой и другими источниками информации, эффективно использовать компьютер. Наконец, студент учится грамотно писать, редактировать и оформлять текст.

Навыки логичного и грамотного письма востребованы практически в любой сфере деятельности. Они пригодятся независимо от того, что вы будете писать – отчет, документ, докладную записку, деловое или личное письмо, статью, диссертацию, книгу. Малограмотные люди, которые даже свое резюме пишут с орфографическими ошибками, вызывают у работодателя неприязнь.

Много полезной информации, касающейся письменных работ, можно почерпнуть из книг И. Н. Кузнецова и Ю. Эхо.

Тему работы студент часто может выбирать. Подумайте, какая тема вам наиболее интересна, способна зацепить, увлечь. Очень хорошо, если тема как-то связана с вашей работой, настоящей или будущей.

После того как тема выбрана или дана, надо составить план работы, т. е. решить, из каких крупных разделов она будет состоять. Большая часть вузовских работ строится по одной схеме.

Работу открывает титульный лист. Далее на отдельной странице – «Оглавление». Следующая часть – «Введение», где приводится обоснование темы и формулируются основные цели работы. Курсовые и дипломные работы часто содержат в качестве самостоятельных разделов литературный обзор и методическую часть. После изложения основного материала следует «Заключение» и (или) «Выводы». Завершает работу список использованной литературы.

Перейти на    1 2 ... 26 27 28 29 30 ... 36 37