Главная » Библиотека » Как учиться с толком для карьеры и удовольствием для себя (Силинг Мирон Ильич)
{sort}

Как учиться с толком для карьеры и удовольствием для себя (Силинг Мирон Ильич)

Настройки отображения Выбрать главу(11)
Перейти на    1 2 ... 19 20 21 22 23 ... 36 37

Приходите на лекцию вовремя. Займите удобное для вас место, откуда все хорошо видно и слышно. Не садитесь рядом с заправскими болтунами. Все эти мелочи существенно влияют на то, какую пользу и удовольствие вы получите от лекции.

5.2.3. Семинары, лабораторные работы, практические и прочие занятия

Все эти занятия проводятся не с потоком, а с отдельной группой студентов. Поэтому здесь открываются возможности более тесного общения с преподавателями. Используйте эти возможности в полной мере, чтобы научиться применять полученные знания для решения задач, выполнения технических и экономических расчетов, лабораторных работ.

Там, где это возможно, учитесь работать руками. Таким путем вы приобретаете важные умения и навыки, а кроме того, закрепляете в памяти учебный материал.

На всех занятиях проявляйте активность. Спрашивайте, высказывайтесь, спорьте, пытайтесь что-то делать самостоятельно – только не сидите сиднем. Вас должно быть и видно, и слышно. Преподаватель обязательно это заметит и оценит.

Возможно, такая активность вам не свойственна, у вас другой характер. Тогда надо стараться преодолевать свою стеснительность, хотя я понимаю, что это может оказаться совсем не простым делом. Попробуйте все же раз, другой, постепенно привыкнете, и учеба пойдет веселее, и в жизни пригодится.

Старшекурсникам советую активно использовать такие формы занятий, как спецсеминары, деловые игры, научно-исследовательскую работу (НИР).

Спецсеминары могут быть посвящены углубленному изучению узловых тем курса или важным проблемам, с которыми часто встречаются выпускники, или перспективным направлениям современной науки и техники. Семинаром обычно руководит видный специалист, поэтому участники семинара имеют возможность получать свежую информацию из первых рук.

Студенты выступают на семинарах с докладами, участвуют в дискуссиях. Это может быть отличной школой, которая поможет вам научиться работать с литературой, готовить доклады и выступать. На семинарах можно приобрести навыки коллективного мышления и творчества.

Деловые игры получают в последние годы все большее распространение. Здесь удачно сочетается приятное с полезным. Приятное, потому что интересная игра, полезное, ибо участники приобретают опыт профессионального мышления и деятельности.

Если вы хотите испытать себя в науке, включайтесь в НИР. Дело это хорошее. Вполне возможно, что вы не сможете или не захотите стать ученым, но в любом случае участие в научной работе поспособствует профессиональному росту, позволит приобрести нужные навыки, поможет вам выделиться из общего круга студентов, установить полезные контакты с аспирантами, преподавателями, научными сотрудниками.

5.3. Книги

То, что будет сказано ниже, относится не только к книгам, а к любым печатным источникам информации – журналам, газетам и другим. Книги и в наше компьютерное время остаются основным источником знаний.

5.3.1. Зачем и что читать

Вопрос: «Зачем мы читаем?» Ответ: «Для того чтобы воспринять информацию, содержащуюся в тексте, и понять ее смысл». Ответ верный, но далеко не полный.

Действительно, чтение не сводится к передаче информации, оно обладает мощным попутным последействием. Очевидно, что чтение расширяет кругозор человека, делает его более просвещенным, обогащает словарный запас, учит складной речи и письму.

Рене Декарт писал: «Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли».

Давно уже замечено, что чтение вообще уникальный процесс: это и труд, и эмоциональная встряска, и источник наслаждения, и диалог с невидимым автором, и творчество. Вдумчивое чтение – отличный высекатель собственных мыслей: это подтверждает и мой личный многолетний опыт. Этот эффект связан с тем, что восприятие серьезного текста требует нелегкой работы, в которую включаются и разум, и душа человека – весь внутренний мир личности.

Книгам принадлежит важнейшая роль в развитии воображения человека. Наконец, серьезное чтение помогает глубже заглянуть в самого себя, лучше понять и себя, и других людей.

Как сказал знаменитый немецкий писатель Генрих Манн: «Сегодняшние книги – это завтрашние дела». В самом деле, истоки многих наших начинаний можно найти в прочитанных книгах. Таким образом, чтение не только учит, но и формирует личность человека, а часто и определяет его поступки.

Каждый год в мире издается более миллиона различных книг и журналов. Ориентироваться в этом океане печатной продукции не так-то просто. Давайте сначала разберемся, какие книги и журналы можно использовать для учебы.

Кроме учебников и учебных пособий, полезно взять на вооружение такие издания, как энциклопедии, справочники и словари. Они помогут вам быстро получить общее представление о конкретном вопросе, найти уравнение или величину константы, выяснить значение термина, отыскать сведения о важном историческом событии или выдающейся личности.

Самая разнообразная информация представлена в универсальных энциклопедиях, которые содержат сведения по всем областям знаний и сферам деятельности человека. Такой является, например, многотомная «Большая советская энциклопедия». Выпускаются также универсальные энциклопедические словари в одном томе. Имеются энциклопедии и словари по отдельным отраслям знаний – медицинские, физические, химические, исторические и т. д. Материал в энциклопедических изданиях расположен чаще всего в алфавитном порядке.

Справочники обычно посвящаются одной теме – «Справочник химика», «Справочник металлурга», «Справочник поступающих в вузы», «Справочник лекарственных растений» и др. Материал в справочниках представлен обычно по отдельным темам.

Советую поближе ознакомиться и подружиться с энциклопедиями, справочниками и словарями: они станут вам верными помощниками в учебе и жизни.

Некоторые базовые учебники, энциклопедические словари и справочники, которые часто оказываются нужными, стоит приобрести, чтобы иметь их дома, под рукой.

Если окажется, что для вашей работы учебной литературы недостаточно, или вы хотите выйти за рамки учебной программы, или сильно заинтересовались каким-то вопросом, следует обращаться к научным книгам и журналам. Преподаватель охотно подскажет вам, какие книги и журналы надо посмотреть.

Для поиска литературы служат специальные издания – библиографические указатели, которые содержат перечни литературы по той или иной теме за определенный период времени. По многим областям науки и техники выпускаются реферативные журналы. Это периодические издания, в которых публикуются короткие рефераты статей и книг, появившихся в последнее время. Упомяну еще о газете «Книжное обозрение», которую с пользой и удовольствием читаю много лет. Газета выходит еженедельно, в каждом номере имеется список новых книг (около 500 названий), вышедших в России. В газете публикуются также короткие рецензии на самые интересные издания.

Хочу обратить ваше внимание и на научно-популярную литературу. Это книги и журналы, в которых о науке рассказывается доступно и интересно. Такая литература поможет вам понять учебный материал, откроет в нем неожиданные и увлекательные стороны. Попробуйте взять в библиотеке и полистать журналы «Химия и жизнь», «Знание—сила», «Наука и жизнь», «Техника—молодежи», «Квант», «В мире науки», «Наука из первых рук», «Универсум», «Вокруг света» и др. Есть еще научно-популярный интернет-журнал «Мембрана». Надеюсь, вы найдете в этих изданиях немало интересного и полезного.

В наши дни издается много разнообразной учебной литературы. Поэтому нередко перед студентом встает вопрос, какой выбрать учебник. Если преподаватель не дал на сей счет жестких указаний, можно руководствоваться следующими советами.

Начинать надо с беглого просмотра книги – авторы, название, когда и где издана. Затем следует прочесть аннотацию, которая помещается обычно в самом начале книги. Здесь обратите внимание на то, кому предназначена книга. Далее ознакомьтесь с содержанием или оглавлением. Этого оказывается достаточно, чтобы оценить, соответствует ли учебник содержанию вашего учебного курса. Естественно, такая оценка будет более надежной, если вам удастся ознакомиться с программой курса.

Перейти на    1 2 ... 19 20 21 22 23 ... 36 37