Главная » Библиотека » Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок (Никифоров Валентин)
{sort}

Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок (Никифоров Валентин)

Настройки отображения Выбрать главу(31)
Перейти на    1 2 ... 8 9 10 11 12 ... 44 45

– возможность перевозить крупные по объему партии;

– возможность использования в районах, где неразвита ж/д и автомобильная сеть;

В то же время ряд технико-экономических особенностей сдерживает его использование:

– наличие гидротехнических сооружений;

– сезонность работы на большинстве рек России;

– неоднородность условий на разных реках ин а отдельных участках рек;

– естественное географическое расположение на разных реках и на отдельных участках рек;

– естественное географическое расположение водных путей и несовпадение с направлениями грузопотоков.

Морской транспорт наиболее эффективен для внешней торговли и для перевозок товаров на значительные расстояния, особенно в районах Дальнего Востока, Чукотки, Охотского побережья. К недостаткам этого вида транспорта относится необходимость строительства на морских побережьях сложного, дорогостоящих портового хозяйства и ограниченное использование его из-за ледового режима в российских широтах.

Особенности морского транспорта:

– низкая по сравнению с другими видами транспорта стоимость перевозок, особенно если речь идет о значительных расстояниях;

– мобильность, т. е. в зависимости от спроса и предложения на тоннаж суда могут легко переключаться с одного маршрута на другой;

– большая грузоподъемность морских судов позволяет перевозить значительные партии груза;

– неограниченная пропускная способность морских путей (при ограниченной пропускной способности портов и каналов)

– незаменимость морского транспорта в силу географических особенностей международной торговли

Некоторые технико-экономические особенности ограничивают использование морского транспорта: зависимость портов; небольшая скорость перевозок (по сравнению с наземным и воздушным видами); сезонность морских перевозок в северных широтах.

Авиационный транспорт используется для доставки скоропортящихся товаров, а также доставки в отдаленные районы. Недостатком является высокая стоимость доставки.

Особенности воздушного транспорта:

– высокая скорость доставки;

– сокращение пути (самолет летит по кратчайшему пути – по прямой от дочки до точки);

– высокая сохранность груза в пути;

– возможность перевозки в отдаленные районы, где невозможно использовать другие виды транспорта;

Авиатранспорт – саамы дорогой вид транспорта и чаще всего применяется при перевозках дорогостоящих грузов.

Этот вид транспорта отличается ограниченной грузоподъемностью и невозможностью перевозить широкую номенклатуру грузов (массовые, навалочные), зависит от погодных условий и наземных служб обеспечения полетов.

Наименьшей универсальность обладает трубопроводный транспорт, так как трубопроводы имеют узкую специализацию. Но этот вид транспорта характеризуется высоким уровнем сохранности груза и экологической безопасностью.

Особенности трубопроводного транспорта:

– низкая себестоимость транспортировки;

– герметичность труб, что фактически исключает потери;

– высокий уровень автоматизации операций залива, перекачки и слива;

– независимость от окружающей среды и отсутствие ее воздействия на процесс транспортировки.

Строительство трубопроводов достаточно трудоемко и окупается лишь на тех направлениях, где имеется постоянный достаточный грузопоток, причем используется трубопровод только в одном направлении. Кроме того, объем транспортировки по трубам жестко ограничен пропускной способность и ее увеличение невозможно. Если месторождение иссякает или в использовании трубопровода нет больше необходимости, эта структура становится бесполезной и не может быть использована для чего-либо другого.

В России, с ее огромной территорией находят применение все виды транспорта, однако самым массовым и наиболее применимым в коммерческой деятельности является автомобильный. Его популярность обусловлена не только маневренностью и универсальностью использования, но и тем, что он хорошо вписывается в изменчивую рыночную экономику страны.

Совершенно другая картина складывается на ж/д транспорте. Эта отрасль является естественным монополистом, а поэтому она позволяет устанавливать приемлемые для нее тарифы за перевозки. Этому способствует отсутствие эффективного государственного регулирования в нашей стране экономического хозяйствования и работы Антимонопольного комитета. Не случайно поэтому ж/д транспорт оказался в последние годы незагруженным, а так как доля постоянных затрат по этому виду транспорта очень высока в структуре всех издержек, что обусловлено высокой стоимостью самих дорог, мостов и сооружений сигнализации, а также подвижного состава, это и себестоимость перевозки небольшого количества товаров увеличивается. В этой связи, чтобы привлечь клиентов, железнодорожники вынуждены пойти на снижение тарифов за перевозки.

1.4. Транспортные тарифы и правила их применения

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:

– плату, взыскиваемую за перевозку грузов:

– сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

– правила исчисления платы и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать для транспортного предприятия возмещение эксплутационных расходов и возможность получения прибыли, а для покупателя транспортных услуг – возможность перекрытия транспортных расходов. Как известно, одним из существенных факторов, влияющих на выбор организатора доставки товара, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы.

Существует несколько видов тарифов:

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы – это основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов. Исключительные тарифы – это тарифы, устанавливаемые с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок и скидок. Они могут быть повышенными и ли пониженными и распространяются, как правило, лишь на конкретные грузы. Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенной цели, а также грузов самих железных дорог. Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие в себя размер платы за перевозку грузов и ставки различных сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Такого рода платежи называются сборами и взыскиваются за выполнение железной дорогой операций по хранению, взвешиванию, проверке груза, подаче или уборке вагонов, дезинсекции вагонов, экспедированию грузов, погрузочно-разгрузочным работам и др.

Основные факторы, от которых зависит перевозка грузов железнодорожным транспортом, – вид отправки. Тип вагона, принадлежность вагона или контейнера, объем перевозимого груза.

Вид отправки. По железной дороге груз можно отправить повагонной, контейнерной, малотоннажной (весом до 25 тонн и объемом до полувагона) и мелкой отправкой (весом до 10 тонн и объемом до 1/3 вместимости вагона).

Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.

Расстояние (километраж) перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние (при перевозках грузовой или большой скоростью) либо за действительно пройденное расстояние (в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью).

Тип вагона. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

Перейти на    1 2 ... 8 9 10 11 12 ... 44 45