Главная » Библиотека » Статистика: конспект лекций (Неганова Л. М.)
{sort}

Статистика: конспект лекций (Неганова Л. М.)

Настройки отображения Выбрать главу(71)
Перейти на    1 2 ... 39 40 41 42 43 ... 48 49

Для определения этих понятий существует показатель прожиточного минимума, или минимальный потребительский бюджет, – набор потребительских товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социально-культурных и физиологических потребностей населения, а также расходы по его приобретению. Этот показатель рассчитывается также для определения минимальной зарплаты.

Физиологический прожиточный минимум – минимальный предел, необходимый для поддержания физиологического состояния в течение некоторого времени (этот минимум должно обеспечивать государство). Для того чтобы регулировать доходы и расходы всего населения в целом, государство определяет прожиточный минимум на каждого человека – потребительскую корзину. В это понятие входит стоимостная оценка всего того, что необходимо человеку для существования: натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств. Если населению не хватает своих доходов для обеспечения минимальных потребностей, это значит, что страна живет за чертой бедности.

Черта бедности, т. е. бедность, – это состояние, когда дохода не хватает для обеспечения физиологического минимума. Анализ уровня бедности проводится по социально-экономическим и демографическим группам домохо-зяйств и в территориальном разрезе, выявляются «зоны бедности», к которым относятся территории, где уровень бедности выше среднего по стране (или выше установленного предельного показателя).

Важной частью статистики уровня жизни населения является статистика потребления товаров и услуг. Фонд потребления материальных благ представляет часть фонда потребления национального дохода, которая включает индивидуальное потребление населения в семьях и его потребление в учреждениях и организациях сферы просвещения, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального обслуживания и т. д.

При характеристике фонда общественного потребления необходимо определить не только стоимостной объем, но и натурально-вещественный состав с учетом отраслевого происхождения потребляемых материальных благ и источников возмещения (индивидуальный бюджет и общественные фонды потребления). Такая группировка позволяет определять натурально-вещественную структуру потребления в статике и динамике. Данные о потреблении всего населения получаются на основании статистики товарооборота, финансовой статистики и ряда других источников. Сведения о потреблении населения по основным социальным группам и профессиям содержит статистика бюджетов населения.

Основную долю фонда потребления составляют материальные блага, приобретаемые населением в торговле, поэтому при характеристике народного благосостояния широко применяются показатели розничного товарооборота, его динамики и структуры. Совокупность потребляемых населением материальных благ подразделяется на предметы кратковременного употребления – в основном продукты питания и предметы длительного пользования.

Наряду с потреблением материальных благ большое значение в удовлетворении потребностей населения имеет потребление таких услуг, как:

• учебно-воспитательная деятельность учителей, воспитателей;

• культурно-просветительная и эстетическая деятельность работников искусства, лекторов;

• медицинская помощь и профилактические мероприятия работников здравоохранения и т. д.

Среди показателей благосостояния населения важное место занимают показатели обеспеченности населения жильем и степень его благоустроенности, т. е. наличие централизованного отопления, водоснабжения, газоснабжения, электрического освещения и т. д.

Динамика потребления конкретных продуктов и услуг рассчитывается по формуле индивидуального индекса:

где I – индивидуальный индекс потребления всем населением; i – индивидуальный индекс потребления в расчете на душу населения; Q1,Q0 – физический объем потребления конкретного вида продукции или услуги в текущем и базисном периодах; Н1,Н0 – средняя годовая численность населения в текущем и базисном периодах.

Тема 12. СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

12.1. Статистика деловой активности

В условиях рыночной экономики статистика обеспечивает государственные органы всех уровней информационно-аналитическими материалами, на основе которых принимаются решения в области функционирования рынка, вырабатываются налоговая и ценовая политики, принимаются меры по стимулированию развития рыночных отношений. Объектом исследования являются предприятия в разнообразных формах их существования. Статистика деловой активности использует систему показателей, включающую следующие основные блоки:

показатели состояния и сбалансированности рынка (как внешнего фактора, воздействующего на развитие предприятия):

– товарное предложение;

– покупательский спрос;

– емкость, насыщенность рынка;

– показатели структуры рынка;

показатели товародвижения и реализации услуг:

– показатели товарооборота и продажи услуг;

– показатели структуры товарооборота;

– показатели среднедушевого товарооборота;

– показатели товарных запасов и товарооборачива-емости;

показатели цен (тарифов) на товары и услуги:

– показатели уровня цен;

– показатели структуры цен;

– показатели покупательной способности рубля и денежного дохода населения;

показатели инфраструктуры (материально-технической базы):

– основные фонды, численность, состав, пропускная способность, размер, техническая оснащенность предприятий;

– численный состав трудовых ресурсов на предприятии;

показатели социально-экономического эффекта и эффективности коммерческой деятельности предприятий:

– показатели доходов, прибыли, рентабельности предприятий;

– издержек обращения и производства;

– затрат труда и их оплаты;

– удовлетворения покупательского спроса;

– налогообложения.

Источниками информации, как правило, являются данные статистической отчетности, бухгалтерского учета, выборочных и монографических исследований. Статистика классифицирует информацию по следующим признакам:

по участнику учетной работы (информация учета товаров основных средств, денежных средств, тары);

фазе управления (плановая, учетная, аналитическая, прогностическая);

отношению к процессу управления (осведомляющая, управляющая);

отношению к объектам управления (внешняя и внутренняя, входящая и исходящая);

стадии образования (первичная и вторичная);

стабильности (условно постоянного норматива и условно переменного норматива);

полноте охвата данных (достаточная, недостаточная, избыточная);

степени законченности обработки (промежуточная, выходящая или результатная).

Методы статистики предприятия представлены совокупностью приемов и методов, разработанных математической статистикой, общей теорией статистики и рядом отраслевых статистик. Среди них можно выделить статистику наблюдения, сводку и группировку, относительные величины, средние величины, показатели вариации, показатели рядов динамики, индексы и т. д.

К задачам статистики предприятия относятся: сбор и обработка информации о состоянии и развитии предприятия; характеристика рыночных связей между предприятиями; изучение объема и структуры, уровня и динамики различных показателей деятельности предприятия; изучение состояния и развития инфраструктуры предприятия и анализ социально-экономической эффективности функционирования предприятий. Поставленные задачи решаются статистическими органами совместно с экономическими службами предприятий. Еще одной составляющей статистики деловой активности является статистика торгово-ком-мерческой деятельности предприятий. Сюда входит классификация актов купли-продажи по признаку продавца, покупателя, производителей и потребителей, а также по признаку производителей и торговых посредников.

Перейти на    1 2 ... 39 40 41 42 43 ... 48 49