Главная » Библиотека » Не стань Ходорковским. Налоговые схемы, за которые не посадят (Ласков Олег)
{sort}

Не стань Ходорковским. Налоговые схемы, за которые не посадят (Ласков Олег)

Настройки отображения Выбрать главу(7)
Перейти на    1 2 ... 24 25 26 27 28 ... 34 35

Кроме того, нужно иметь логичное экономическое обоснование для осуществления таких платежей. Например, в договоре аренды можно закрепить обязанность арендодателя производить техническое и сервисное обслуживание сданного в аренду оборудования, сославшись на то, что самостоятельно содержать и обслуживать подобное оборудование для основного предприятия затруднительно.

Схема продажи основных средств. Она по своему принципу напоминает предыдущую, но применяется в случаях, когда действительно необходимо продать какое-нибудь не до конца самортизированное оборудование, особенно если оно продается с убытком.

Принцип схемы заключается в следующем: вместо прямой продажи оборудования основные средства вносятся в качестве доли в уставный капитал вновь создаваемого предприятия. Вторым соучредителем становится покупатель оборудования, после чего ему продается доля предприятия, принадлежащая продавцу оборудования.

Подобная схема позволяет минимизировать НДС, так как при передаче имущества в уставный капитал НДС не взимается, с части недоамортизированной стоимости основных средств входной НДС восстанавливать тоже не нужно, в отличие от того, как это было бы при продаже. При продаже доли в уставном капитале новому владельцу НДС также не взимается.

Чтобы иметь возможность использовать купленное таким образом оборудование, новый владелец должен или ликвидировать предприятие, или реорганизовать его, присоединив к своей организации. Продавец же оборудования, даже если оно продается с убытком, имеет возможность отразить этот убыток в налоговом учете в тот же отчетный период, в который совершена сделка.

Доходами продавца в этом случае будет считаться сумма, полученная от реализации доли в уставном фонде предприятия, а расходами – остаточная стоимость основных средств, внесенных в уставный фонд.

Схемы признания мнимых расходов. Чтобы уменьшить налоговую базу налога на прибыль, часто используется метод создания мнимых расходов. Это могут быть мнимые услуги, которые оказывают вспомогательные фирмы, или мнимые расходы, созданные непосредственно в самой организации. Внутри фирмы реально списать часть расходов на приобретение канцелярских принадлежностей, хозяйственных товаров, моющих средств, специальной бухгалтерской литературы и других несуществующих товаров. Чтобы это сделать, необходимо иметь первичные документы, подтверждающие подобные приобретения: товарно-кассовые чеки, накладные, бланки строгой отчетности. Их можно либо приобрести на черном рынке, либо изготовить самостоятельно, например напечатать чеки с помощью незарегистрированного кассового аппарата.

Для закупки товаров у физического лица, не являющегося ИП, достаточно составить закупочный акт и получить расписку о передаче денег (см. разд. «Схемы снижения налогов при выплате заработной платы» гл. 2). Закупка у собственных работников позволит им получить налоговый вычет при выплате заработной платы. У своих сотрудников можно также арендовать компьютеры и автомобили, выдавая таким образом необлагаемую налогами зарплату и одновременно списывая в расходы затраты на содержание арендованных объектов. Нужно лишь вовремя выписывать путевые листы и сохранять все чеки на покупку горючего.

Часть свободных денег, не превышающую 4 % от фонда оплаты труда, можно списать на представительские расходы.

К представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий.

К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского меро–приятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Чтобы это сделать, необходимо оформить приказ, в котором определенным ответственным лицам поручается подготовиться и провести прием какой-либо делегации. Кроме того, нужно запастись чеками на покупку продуктов или счетом из кафе или ресторана (буфетное обслуживание).

Под видом представительских расходов удобно оплачивать питание собственных работников в столовой.

Отдельным приказом можно поручить своим сотрудникам произвести мнимый косметический ремонт в офисе, для чего необходимо закупить мнимые отделочные материалы.

Не существующие на самом деле затраты реально также соз–дать с помощью офисных компьютеров, которые, к примеру, часто выходят из строя из-за вирусов и сбоев в работе программного обеспечения. Услуги по устранению подобных неполадок довольно дорогостоящие, а оказывать их может вспомогательное предприятие на упрощенной системе налогообложения.

Мнимые услуги. Они позволяют снизить налоговую базу предприятия и одновременно перевести средства на счета вспомогательной компании, в качестве которой может выступать либо фирма на упрощенной системе налогообложения, либо офшорная фирма-нерезидент, либо фирма-«однодневка», созданная для работы по обналичиванию.

В любом случае необходимо правильно выбрать вид оказываемых услуг. Чаще всего для этих целей останавливаются на консультационных, маркетинговых и информационных услугах.

Однако поскольку для списания мнимых расходов именно эти услуги используются чаще всего, то у налоговых органов они сразу вызывают подозрение. Если сделка недостаточно документально проработана, у проверяющих появляется основание признать ее притворной, а это значит, что грозят доначисление налогов и штрафы.

Чтобы такая сделка выглядела правдоподобной, необходимо заказывать услуги по исследованию только тех сегментов рынка, в которых фирма действительно работает.

Например, если компания торгует металлопрокатом, то ей никак нельзя проводить маркетинговый анализ рынка лесоматериалов. С другой стороны, предприятие вправе исследовать любой сектор экономики для расширения своей деятельности. Однако в этом случае решение об исследовании новых областей хозяйствования должно быть задокументировано и обосновано, для чего можно провести собрание совета директоров, на котором вынести решение о необходимости поиска новых сфер деятельности и примерно указать, какие направления желательно подробно изучить. Затем издается приказ и заказываются маркетинговые исследования в интересующих фирму направлениях. Результаты исследований обязательно предоставляются в форме отчета, который рассматривается на другом собрании совета директоров. На его основании принимается решение о том, заниматься ли фирме в дальнейшем работой в исследуемом направлении или отказаться от него. Подобное решение также должно быть задокументировано.

Описанная последовательность действий позволит экономически обосновать оплату информационных услуг. Если фирма после исследования начнет заниматься новым видом деятельности, значит, данная услуга была экономически обоснованной. Если нет, то подобные расходы все равно будут оправданны, так как предприятие не понесет убытков, которые оно могло бы получить, если бы начало работу в новой для себя области, не проведя предварительного исследования.

Перейти на    1 2 ... 24 25 26 27 28 ... 34 35