Strict Standards: Non-static method Paginator::paginate() should not be called statically in /var/www/www-root/data/www/youcapital.ru/engine/modules/files/files_read.php on line 74 Ипотека в лицах (первые лица ипотечного бизнеса о развитии ипотеки в России 1996-2008) (Воскресенский Андрей) скачать книгу бесплатно
Главная » Библиотека » Ипотека в лицах (первые лица ипотечного бизнеса о развитии ипотеки в России 1996-2008) (Воскресенский Андрей)
{sort}

Ипотека в лицах (первые лица ипотечного бизнеса о развитии ипотеки в России 1996-2008) (Воскресенский Андрей)

Настройки отображения Выбрать главу(121)
Перейти на    1 2 ... 24 25 26 27 28 ... 45 46

Кроме того, не будем забывать о сельском населении. В большинстве субъектов России распространена такая программа, как «Сельский дом». Сельским жителям предоставляется льготный ипотечный кредит под 3–5 % годовых для строительства дома либо гражданину сразу строит дом компания, которая прошла конкурс и предоставила самые минимальные цены, а он затем оформляет этот дом в ипотеку. Во многих субъектах РФ приняты законы, в соответствии с которыми заемщик может рассчитаться в натуральной форме, то есть мясом, молоком и т. д.

Социальное кредитование, безусловно, помогает решать жилищные проблемы в регионах, но я бы не сказал, что это перспективное стратегическое направление. Во-первых, потому что его объемы невелики: таким образом удовлетворяется не более 5–7 % потребности в жилье. И это еще в лучшем случае! Допустим, в фонде аккумулирован 1 млрд рублей, это очень большие деньги даже для успешных регионов. На них можно приобрести 500 квартир, но это капля в море. Во-вторых, такая схема, по сути, является распределительной, а потому ломает рыночные отношения или, по крайней мере, вступает с ними в противоречие. И мы все равно не избавимся от того, что люди будут всеми правдами и неправдами стремиться к получению льгот: устраиваться в бюджетную сферу, чтобы получить кредит и т. д. Решение проблемы доступного жилья состоит прежде всего в том, чтобы сделать ипотечное кредитование доступным широким массам населения.

Ипотека и объемы строительства

Если подсчитать, сколько нуждающихся в жилье граждан могут рассчитывать на бесплатное или льготное жилье, в сумме получится не более 20 % от общего количества. Подчеркну: речь именно о нуждающихся, а не обо всем населении страны. Понятно, что хорошо обеспеченные люди, которые в состоянии купить квартиру на собственные деньги, к нуждающимся не относятся. Для 80 % единственный путь решения жилищной проблемы – ипотечный заем в банке на рыночных условиях.

Государство очень многое делает для того, чтобы обеспечить максимально большему количеству людей доступ к ипотеке. В 2004 г. Госдума приняла пакет из 25 законопроектов («Законопроекты. Создание условий для развития рынка доступного жилья»), но он касается в основном вопросов, связанных с ипотечным кредитованием: активизация выпуска муниципальных ценных бумаг с ипотечным покрытием, проблема залога, упрощение процедуры оформления ипотечного кредита (платежи, сборы, оценка, получение справок, обращение в БТИ, замер площади и т. д.). И результат не заставил долго себя ждать: буквально на следующий год объем ипотечного кредитования возрос в десятки раз. Конечно, были и другие предпосылки: банки очень активно стали развивать этот продукт, но законодательное оформление процесса сыграло важную, если не решающую роль.

И все же одними только законодательными мерами невозможно сделать ипотеку доступной. Иногда приходится слышать, что доступность ипотеки связана только со снижением процентной ставки по кредиту, мол, когда деньги будут давать под 5 %, как на Западе, ипотека сразу станет по карману большинству граждан. Это заблуждение. Я могу сказать, что в той финансовой ситуации, в которой мы находимся, у нас едва ли не лучшие условия ипотечного кредитования.

Возьмем, к примеру, Европу, где инфляция составляет 1–1,5 % в год, 3 % для них уже катастрофа. Ипотечные кредиты выдаются по ставке от 3 до 5 %, при этом в случае досрочного погашения человек выплачивает огромные штрафы. Теперь посмотрим на нашу ситуацию. В России кредиты выдаются в среднем по ставке 13 % годовых, что примерно равняется годовой инфляции. То есть наши заемщики выплатой процентов по кредиту фактически только компенсируют инфляцию, тогда как западные переплачивают вдвое. И еще один плюс: наши ипотечные программы, как правило, не запрещают досрочный возврат средств.

Конечно, государство борется с инфляцией, но при ее снижении уменьшится и ставка рефинансирования, а соответственно, и кредитные ставки банков. Так что это процесс обоюдный, все будет идти своим чередом, сами по себе кредитные ставки не делают ипотеку более или менее доступной. А вот то, что действительно влияет на доступность жилья в целом и по ипотеке, в частности, – это политика государства в жилищной сфере.

Ипотека – только одна составляющая развития жилищного строительства в Российской Федерации. У нас есть единственный рецепт, как остановить цены на рынке, – увеличить предложение, объемы строительства жилья. Все то, о чем говорилось раньше, – ипотечное кредитование, в том числе льготное, – это попытка регулировать спрос. Мы должны регулировать и формировать предложение. А для этого нужно больше строить, и прежде всего, жилье экономкласса, домов низкой ценовой категории. В данном секторе должно вестись не менее 70–80 % строительства, тогда как сейчас, наоборот, на него приходится не более трети, остальное – бизнес-класс и элита. Причем это относится не только к Москве, в регионах, в глубинке строят однокомнатные квартиры по 70 кв. м.

Вскоре мы будем принимать программу массовой стратегии жилищного строительства до 2020 г., как об этом говорил премьер-министр Владимир Путин. Это долгосрочная программа, и иной она быть не может. Если сейчас кто-то скажет, что готов решить жилищную проблему за два-три года, это будет полное лукавство. Приведу несколько цифр. Сегодня по статистике жилищный фонд РФ составляет чуть более 3 млрд кв. м. Для решения жилищной проблемы необходимо построить 1,5 млрд кв. м. В 2007 г. было сдано 62 млн кв. м, в 2008 г., по предварительным подсчетам, будет построено 70 млн кв. м. То есть 25–30 лет мы будем решать этот вопрос, если не сможем строить радикально больше: 150–200 млн кв. м в год. А для этого нужно решать поистине глобальные проблемы: создавать инфраструктуру, преодолевать бюрократические барьеры, бороться с коррупцией при выделении земельных участков, кардинально улучшать всю коммунальную систему. Это влечет за собой необходимость решения еще более глубинных вопросов, связанных с подготовкой кадров, внедрением новых технологий, в том числе энергосберегающих, развитием стройиндустрии.

На мой взгляд, строительство доходных домов – также государственная, а не коммерческая задача. Бизнес не заинтересован в проектах, срок окупаемости которых составляет 20–25 лет, а с точки зрения государства, это один из способов решения жилищной проблемы, причем далеко не худший. Для мобильных людей, готовых сменить место жительства ради карьеры, это лучший вариант, чем покупка жилья в кредит. Кстати, судя по опросам, 60 % людей в возрасте до 25 лет готовы арендовать жилье на нормальных условиях, вместо приобретения его в собственность.

Иными словами: ипотека – один из инструментов, позволяющих решать жилищную проблему. Но для ее успешного развития регулировать спрос уже недостаточно, нужно формировать объемное и разнообразное предложение на рынке жилья.

Я УВЕРЕН, ЖИЛЬЕ В РОССИИ СТАНЕТ ДОСТУПНЫМ

Валерий Казейкин

Первый вице-президент Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования (МАИФ)

Валерий Семенович Казейкин родился в 1956 г. С отличием окончил Военную академию им. С. М. Кирова. Работал в НИИ, занимался проблемами авиации и космонавтики. Лауреат премии Ленинского комсомола. Занимал должность исполнительного директора Отраслевого фонда ипотечного жилищного кредитования Минатома России. Занимался разработкой и реализацией первой в России отраслевой программы жилищного строительства и ипотечного кредитования для работников предприятий системы Минатома России. В настоящее время занимает должность первого вице-президента Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования. Заместитель председателя экспертного совета комиссии Совета Федерации по законодательному обеспечению развития рынка доступного жилья, заместитель руководителя рабочей группы Генерального совета всероссийской политической партии «Единая Россия» по разработке и реализации государственной политики в области малоэтажного жилищного строительства «Свой дом». Член общественного совета по рынку доступного жилья при министре регионального развития РФ, первый вице-президент Международной академии ипотеки и недвижимости (МАИН). Автор более 200 книг и статей по развитию рынка недвижимости и системы ипотечного кредитования. Женат, воспитывает сына.

Перейти на    1 2 ... 24 25 26 27 28 ... 45 46